Оzon Fresh задумался об открытии офлайн-магазинов рядом со своими дарксторами. В сервисе доставки продуктов заявили, что «заинтересованы в тестировании новых каналов взаимодействия с клиентами». Ранее торговать в офлайне начал «Яндекс». Почему онлайн-магазины идут в офлайн и насколько это выгодно?

Ozon Fresh — онлайн-сервис экспресс-доставки продуктов, как собственных, так и сторонних производителей. У него есть 180 дарксторов в девяти регионах России. Теперь он планирует продавать продукты офлайн. Комментирует представитель пресс-службы Ozon Любовь Избицких:

Любовь Избицких представитель пресс-службы Ozon «Развитие бизнеса в онлайне остается нашим главным приоритетом, но при этом мы заинтересованы в тестировании новых форматов дополнительно к текущим. Сейчас продуктовый ретейл открывает дарксторы рядом с наиболее популярными офлайн-точками, а мы могли бы потенциально открывать небольшие офлайн-точки рядом с нашими дарксторами и представлять там продукцию небольших производителей, тем самым расширив их возможности по контакту с аудиторией еще и в офлайне».

Безусловно, это эксперимент. Но на самом востребованном рынке — продуктов питания. Насколько он будет успешен, прогнозировать сложно. Все зависит от того, как будет выстраиваться маркетинговая политика и насколько предложение Ozon Fresh будет отличаться от конкурентов. Но если компания выйдет в крупные жилые кварталы, то успех, скорее всего, гарантирован, считает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов:

Александр Анфиногенов независимый эксперт FMCG-рынка «Во-первых, у них получается розница, они ее пробуют, а с другой стороны, этот же магазин в каком-то жилом массиве будет еще центром, откуда будет осуществляться доставка. Тем более что само предложение уже понятное, оно уже не нуждается даже в рекламе. Есть люди, которые с удовольствием пользуются этим Ozon Fresh, и появление их в офлайне будет понятно. Такая история будет исключительно методом проб и ошибок. Во-первых, нужно искать помещение. Нужно понять, какой метраж, какой будет трафик, какой там будет средний чек, что покупать, что не покупать. Целая история, в которой им предстоит разобраться. Но история хорошая. Для нас, для покупателей — точно».

Такие пилотные проекты есть и у других игроков, ведь высокое доверие к брендам открывает дополнительные возможности, уверен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:

Михаил Бурмистров гендиректор «Infoline-аналитики» «Есть пилотный проект — пилотный магазин у «Яндекс Лавки», запускали совместные ПВЗ «Самокат» и «Купер». Более того, сейчас мы видим, что и Wildberries, и Ozon своим франчайзинговым партнерам, которые управляют пунктами выдачи заказов, разрешают развивать те или иные бизнесы. В некоторых ПВЗ есть какие-то розничные продажи: кофемашины и так далее. Но другой вопрос, что потребитель сейчас... у него достаточно высокая лояльность к нашим крупнейшим онлайн-игрокам Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркету». И здесь важно понимать, что потребитель в данном случае, если он бренду доверяет, он ему доверяет и в онлайне, и в офлайне, если это корректно организовано».

Так называемая концепция омниканальной торговли, то есть бесшовная система коммуникации с клиентом через разные каналы — сайт, соцсети, мессенджеры или магазин, — начала распространяться по миру еще лет 15 назад. Единое пространство для покупок на стыке между онлайном и офлайном предполагает максимальное удобство для покупателя. Комментирует гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Самая главная причина, почему это происходит, — это возможность так называемой синергии медиасред. То есть когда офлайн-магазин стимулирует онлайн-покупки, онлайн-покупки стимулируют офлайн, и все это живет абсолютно органично. Дополнительно следует отметить, что успешность проекта Ozon Fresh предполагает концепцию «а почему бы человек не мог прийти в офлайн и непосредственно купить продукты питания, заодно забрать какие-то товары из пункта выдачи, ну и, собственно, реализовать свои какие-то иные потребности по шопингу?».

А первопроходцем в этой области был «Связной» c онлайн-гипермаркетом Enter, кредо которого было — «не покупатель должен разыскивать нас, а мы должны всегда присутствовать рядом». Но в 2017 году ООО Enter было признано банкротом.