Человекоподобных роботов презентуют все чаще, но редкий экземпляр избегает казусов
В Москве представили первого российского робота-гуманоида с искусственным интеллектом. Он на 77% состоит из комплектующих отечественного производства. Но дебют андроида вышел неудачным. Есть ли будущее у антропоморфных роботов и на какой ступени развития они находятся сейчас?
Читать на полной версииРоссийский андроид с ИИ, представленный на днях в Москве, называется Aidol. Разработчик — Новая технологическая коалиция — утверждает, что он может функционировать полностью офлайн, а еще распознавать и выражать эмоции. На сцене под саундтрек из «Рокки» робот сделал всего несколько шагов, а потом упал ничком.
Это не первый подобный казус с антропоморфными роботами. Недавно в Сети завирусилось видео, на котором человекоподобный андроид Unitree G1 пытается приготовить яичницу, но роняет сковородку с ингредиентами, поскальзывается и падает на бок. Убирать за роботом, видимо, пришлось все-таки человеку. В России цена этой модели в базовой комплектации — около 2 млн рублей.
Недавно открытый для предзаказа домашний помощник Neo тоже оказался несовершенным. С рутинными бытовыми обязанностями андроид справляется очень долго. Например, на то, чтобы достать воду из холодильника, у него уходит больше минуты.
Тем не менее IT-эксперт по искусственному интеллекту и робототехнике Эдуард Пройдаков уверен, что полноценно ассистировать человеку в будущем смогут именно антропоморфные роботы. А технические несовершенства — закономерный этап в их развитии:
Эдуард Пройдаков IT-эксперт по искусственному интеллекту и робототехнике «Искусственный интеллект очень часто требует большого объема вычислений. Если есть высокоскоростное подключение к интернету, тогда особых проблем с производительностью нет. Если он полностью автономный, тогда существует проблема со скоростью вычислений. Когда у вас есть физическая реальность, с моделями происходят некоторые трудности. Сейчас даже термин такой появился — «модели, ориентированные на физическую реальность». Для физического искусственного интеллекта необходим прогон на большом числе моделей. Если в модели появилось что-то новое, это может приводить к разным подобным моментам. Китайцы демонстрируют совершенно прекрасных антропоморфных роботов, которые и кувырки делают, и карате занимаются, и танцуют. Я думаю, что они тоже на репетициях падали, но в итоге получилось очень прилично».
Первый из трех законов робототехники Айзека Азимова — «Робот не может причинить вред человеку». Но нет никаких гарантий, что неуклюжие поначалу андроиды не создадут экстренных ситуаций по неосторожности или случайно не испортят чужое имущество. Продолжает юрист в сфере IT Максим Школьник:
Максим Школьник юрист в сфере IT «Ни один суд не признает искусственный интеллект субъектом ответственности. Робот — это, грубо говоря, товар. Как и с любым другим товаром технического характера, в случае если проблема идет в прошивке, будет отвечать вендор, то есть производитель. Здесь мы можем опираться на ответственность за товар по статьям 1095 и 1096 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если же мы говорим о том, что была допущена ошибка со стороны человека, который использовал данного робота не по инструкции, нарушение будет со стороны физического или юридического лица. В ближайшее время, возможно, мы увидим какой-то проект закона, в рамках которого будет особый правовой статус у роботов с ИИ и в целом у искусственного интеллекта. Думаю, что в ближайшие годы нас ждут очень интересные изменения в законодательстве».
Основатель и гендиректор центра по продаже роботов Qubot Петр Петренко рассказывает, что средняя цена антропоморфных моделей — от 2 млн до 3 млн рублей. Спрос на них со стороны частных лиц в последнее время растет, но 95% заказчиков — это бизнес:
Петр Петренко основатель и гендиректор центра по продаже роботов Qubot «У нас из заказчиков — пиццерия, которая хочет, чтобы [роботы] выносили пиццу, филармония, в которой они будут выносить микрофон. То есть какие-то минимальные задачи, которые могут делать антропоморфные роботы, и наши заказчики надеются (и это реализуемо), что в ближайшее время это можно будет автоматизировать, можно будет полноценно заменить человека. Основной текущий спрос — это промоистории, когда берутся в аренду или покупаются роботы для рекламных мероприятий. На всех презентациях, что мы видим, даже когда коллеги из-за границы презентуют роботов, все не автоматизировано. На том конце сидит человек и что-то делает. Поэтому для бизнеса, который готов направлять какой-то процент денег, инвестировать в исследовательские задачи, это логично. Для людей это пока недоступно, тяжело и дорого, но мы считаем, что в течение трех лет это будет уже повсеместно».
Пусть и в качестве эффектных декораций, но гуманоидные роботы уже сейчас вкалывают изо всех сил. А вот счастлив ли человек — пока большой вопрос.