Леонид Слуцкий призвал обезопасить сделки при продаже недвижимости пожилыми людьми
Глава ЛДПР предложил при сделках с недвижимостью, когда продавец — пожилой человек, установить период заморозки переданных покупателем денег на счету продавца в 30 дней. Поможет ли это снизить число мошенничеств?
Читать на полной версииГлава ЛДПР в беседе с РИА Новости предложил способ защиты от распространенной схемы мошенничества. Речь идет о сделках с недвижимостью, когда пенсионер продает квартиру, получает за нее деньги, и, по его информации, передает их мошенникам. А потом идет в суд, говорит, что стал жертвой обмана и просит признать сделку купли-продажи недействительной. Покупатели в этой ситуации остаются и без квартиры, и без денег.
Бороться с такими махинациями Слуцкий предложил путем создания специального счета — на нем средства, переведенные за квартиру в рамках сделки, будут удерживаться в течение 30 дней. Эффективна ли эта инициатива? Комментирует учредитель Ассоциации ипотечных брокеров, эксперт по недвижимости Дмитрий Ракута:
По словам Леонида Слуцкого, только за последний месяц жертвами подобных схем стали около трех тысяч россиян.
Советник президента Гильдии риелторов Москвы, автор телеграм-канала «Эксперт недвижимости» Константин Барсуков считает предложенную систему «безопасных сделок» спорной:
Константин Барсуков Советник президента Гильдии риелторов Москвы, автор телеграм-канала «Эксперт недвижимости» «Ну опять про 30 дней. Извините, а чего делать с альтернативными сделками? Ну заморозили у пожилого человека на 30 дней деньги, и, значит, нужно какие-то ограничения, исключения как минимум вводить. В определенном смысле это может сыграть позитивную роль в определении того, что человек находится под влиянием. Ну то есть, грубо говоря, если человек продает свое единственное жилье и получил деньги, а они у него заморожены, то покупатель может прийти и сказать: передавай мне квартиру, потому что деньги ты уже получил, и тут может вскрыться эта проблема. А вот денежки можно, соответственно, спасти, расторгнуть сделку, но это не панацея. Ну и 30 дней просто банально это слишком много. Мы предлагали на семь дней замораживать. У нас все структуры знают о людях немножко отдельно. Надо это все дело собрать в кучку. То есть вот эти все люди, которые ведомые, они до этого делали передачи денег мошенникам. Ну начинается обычно с каких-то небольших сумм. В банках на них обращают внимание на какое-то нестандартное поведение. Сотовые операторы тоже, в принципе, могут увидеть, что есть какое-то нестандартное количество каких-то звонков. На мой взгляд, должна быть единая система, в которую какие-то маркеры ставятся напротив человека. И когда получается, что человек при этих маркерах обращается в Росреестр за регистрацией сделки, соответственно, должно возникнуть какое-то дополнительное требование, не знаю, подтверждение второй рукой, что если ты делаешь сделку, чтобы второй человек делал какое-то подтверждение. И очевидным образом здесь должен быть закон о риелторской деятельности, каким образом, например, давать доступ к риелторам, чтобы мы могли передавать информацию и принимать. Нас, соответственно, нужно выделить как участников вот этого рынка».
Согласно данным Российской гильдии риелторов, за последний год количество судебных споров, в которых бывшие хозяева квартир пытаются добиться расторжения договора купли-продажи, выросло на 15-20%.