Адвокат покупательницы квартиры из Якутии рассказала Бизнес ФМ, как ей удалось отстоять жилье своей доверительницы. Пенсионерка, продавшая квартиру, заявила о влиянии на нее мошенников, и поначалу суд недвижимость ей вернул. Апелляционные инстанции, впрочем, решение пересмотрели и оставили жилье покупательнице. Это первое такое судебное решение в России, вынесенное в пользу покупателя квартиры.

Пенсионерка из Якутска продала свою квартиру за 5,5 млн рублей два года назад. И все эти два года продолжались суды в разных инстанциях. Сначала городской суд признал сделку недействительной и вернул квартиру пенсионерке — та заявляла, что находилась под влиянием мошенников и не отдавала отчет своим действиям.

Покупательница не согласилась, прошла несколько стадий апелляции, и точку поставил Верховный суд Якутии — квартира осталась ей. Ход дела изменила повторная экспертиза, говорит адвокат покупательницы квартиры Ольга Чернышова:

Ольга Чернышова адвокат «Эксперты установили, что никаких психических расстройств у нее не было, она прекрасно отдавала отчет своим действиям. То есть они проследили ее поведение, которое заключалось в том, что она заключила все эти сделки. Никто не руководил ее действиями в этот период, она ни с кем не общалась по телефону, приходила всегда одна, читала документы, подписывала их. Никто ее не ограничивал по времени. Человек, если находится в каком-то психическом расстройстве, он, наверное, не будет совершать такие последовательные, правильные шаги. Я, кроме этого, увидела, что в первоначально проведенной экспертизе были нарушения. В том заключении было непонятно, какими методами руководствовались эксперты. Непонятно, обследовали они истца стационарно или амбулаторно. Суд меня услышал. Ну и результат оказался для нас очень хорошим».

Предлагаются разные способы защиты добросовестного покупателя. Например, Российская гильдия риелторов намерена обратиться в Минздрав с просьбой выработать единые требования к психолого-психиатрической экспертизе продавцов недвижимости. Она существует и сейчас, но проводится не всегда и аннулируется в судах слишком легко. А проблемы растут как снежный ком, говорит вице-президент Российской гильдии риелторов, председатель совета Гильдии риелторов Москвы Андрей Банников:

Андрей Банников вице-президент Российской гильдии риелторов, председатель совета Гильдии риелторов Москвы «В первую очередь это касается продавцов пенсионного либо предпенсионного возраста. По нашей статистике, 90-95% сделок, которые потом признаются совершенными под влиянием заблуждения, под влиянием мошенников, заключаются с пожилыми людьми. Фактически эта проблема вспыхнула месяц-два назад и приобрела такой информационный шум. Сейчас то, что происходит на рынке, напоминает уже некий психоз. Если покупатель слышит, что продавец — пенсионер, он просто вешает трубку независимо от того, приобретает ли пенсионер другую квартиру, знают ли об этом родственники и тому подобное».

Сделки идут обычно по одной и той же схеме: пенсионер сначала продает квартиру, затем оспаривает договор в суде под предлогом влияния на него аферистов и в итоге оставляет покупателя и без квартиры, и без денег. Это началось пару месяцев назад, после громкого дела певицы Ларисы Долиной. Точнее, подобные разбирательства шли последние несколько лет, но в СМИ они начали попадать именно после медийного скандала. Всего юристы насчитали около 3 тысяч похожих дел по всей России.

Юристы пока не торопятся называть дело из Якутии прецедентом. Но оно точно заставит пересмотреть некоторые самые спорные решения — теперь разным инстанциям будет на что опереться, считает адвокат, партнер юридической компании Legal Plant Евгений Пугачев:

Евгений Пугачев адвокат, партнер юридической компании Legal Plant «Я думаю, что скорее это дело можно назвать таким, где суд действительно объективно, всесторонне разобрался в споре. Это дело пошло поперек практики, стихийно сложившейся, связанной с возвратом квартир. Мне это так видится, что предыдущие суды в большей степени были обусловлены какой-то оглядкой на дело Долиной-Лурье. Эта «хайповая» судебная практика, стихийно сложившаяся, будет преломляться необходимостью детального разбора каждого кейса в отдельности — а были ли там какие-то мошеннические действия, заблуждение, воздействие на продавца… Но наличие этих воздействий нужно устанавливать в каждом отдельном случае».

Депутаты, участники рынка недвижимости и юристы предлагают сейчас разные варианты защиты покупателей от внезапных перемен настроения продавцов: замораживать переведенные за квартиру средства на отдельном счете, заключать договоры с пенсионерами при участии опекуна и требовать подтверждения доверенных лиц, фиксировать все процессы на видео и обращаться к родственникам пенсионеров-продавцов. Конкретных решений, впрочем, пока нет.