ФАС анализирует практику изменения размеров скидок покупателям в зависимости от способа оплаты, передает «Интерфакс». Вопрос о скидках на платформах вызвал оживленную дискуссию на форуме ЦБ «Фокус на клиента». На мероприятии возникли и другие вопросы к маркетплейсам.

Хочешь хорошую скидку — заведи карту банка, который принадлежит маркетплейсу, и оплачивай покупки на площадке этой картой. Точно неизвестно, сколько новых клиентов получили принадлежащие платформам банки за последние пару лет, когда это явление стало массовым. Но думается, что немало. Бизнес того же Ozon банка растет такими темпами, о которых другим остается только мечтать. За первое полугодие выручка финтех-сегмента Ozon, то есть именно банка, выросла в 2,6 раза в годовом выражении и превысила 83 млрд рублей. Конкурентам это не нравится.

Глава «Сбера» Герман Греф назвал условия работы маркетплейсов нерыночными из-за скидок при оплате карточками их банков. Эльвира Набиуллина согласилась, что регулятору пора навести порядок и запретить некоторые практики, нарушающие конкуренцию.

Маркетплейс ответил всем сразу: и главе крупнейшего банка страны, и главному банкиру, и антимонопольному ведомству, которое проверяет платформы на предмет справедливой конкуренции. Говорит представитель Ozon Полина Гриценко:

Полина Гриценко представитель Ozon «Скидки при оплате товаров определенной банковской картой — это программа лояльности, в которую инвестирует банк. Прежде всего скидки выполняют важную социальную функцию: они позволяют миллионам покупателей получать более выгодные цены в любой точке страны. И это особенно важно в малых городах и селах, где у населения невысокие доходы. Чтобы создать равный доступ и исключить любые злоупотребления, недавно Ozon открыл свою программу лояльности — теперь любой банк может присоединиться к ней на коммерческих условиях и предлагать скидки клиентам маркетплейса за оплату его картой. Условия сотрудничества одинаковы для всех, в том числе для Ozon банка. Уже семь банков интересуются присоединением к программе лояльности и находятся на разных этапах обсуждения условий».

На той же конференции «Фокус на клиента» Герман Греф заявил, что маркетплейсы «работают в убыток и за счет государства», а из-за скидок на товары было недоплачено 1,5 трлн рублей налогов в этом году. Откуда взялась эта огромная цифра, глава «Сбера» не пояснил. Кстати, в этом году Ozon вышел в прибыль. Обвинение в том, что платформы недоплачивают налоги, прокомментировал представитель Wildberries & Russ Дмитрий Борщевский:

Дмитрий Борщевский представитель Wildberries & Russ «Маркетплейсы — одни из крупнейших налогоплательщиков в стране, причем налоговая нагрузка на доход маркетплейса выше, чем у розничных сетей в офлайне, и мы не понимаем, каким образом авторам заявления представляется возможность платить налог со скидок, то есть с того дохода, который маркетплейсы фактически не получили. Скидка — это прямая выгода потребителя, которая позволяет ему экономить на товарах, а не доход торговой площадки. Скидки предоставляются за счет маркетплейса в рамках программы лояльности с банком и никак не отражаются на доходе, который получит продавец. При этом скидки делают товары более привлекательными для покупателей, способствуют росту продаж и доходов производителей, а значит, и их налоговой базы».

Претензии по поводу неравных условий конкуренции на маркетплейсах во многом обоснованны, считает директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян:

Георгий Багирян директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России «Создаются неконкурентные условия, потому что через снижение цен на товары маркетплейсы начинают привязывать к себе и к своим сервисам, включая банковские, нас с вами как покупателей. Учитывая эту рыночную силу маркетплейсов, здесь регуляторы задумываются над тем, чтобы придумать правовую базу, которая позволит обеспечить конкурентные условия и не позволит этим крупнейшим игрокам диктовать ценообразование на товары. Поскольку мы видим, что зачастую цены на товары сильно ниже рыночных. Безусловно, инвестиции в скидки — это здорово, и в целом скидки — это адекватный рыночный инструмент, которым пользуются все. Но когда цена товара значительно ниже рыночной, это уже вызывает вопросы у целых отраслей».

А также это вызывает вопросы относительно того, может ли честный бизнес, который платит все налоги, торговать по ценам намного ниже рыночных. Похоже, работу маркетплейсов действительно пора отрегулировать. И часть вопросов к ним, наверное, будет снята после вступления в силу закона о платформенной экономике. Но есть сомнения, что от этого регулирования выиграет потребитель. Продолжает гендиректор компании FinHelp, эксперт по финансам «Опоры России» Павел Вешаев:

Павел Вешаев гендиректор компании FinHelp, эксперт по финансам «Опоры России» «Маркетплейсы планомерно повышают комиссию, ухудшают условия акций, вводят различные дополнительные сборы с поставщиков. И в цене большинства товаров на маркетплейсах уже сейчас потребитель по факту платит 50% и больше — это различные сборы маркетплейсов. Введение же дополнительной регуляции и ограничения размера скидок, размера комиссий маркетплейсов — это по-любому повлияет не сколько на доходность маркетплейсов, сколько на доходность как раз именно поставщиков. И, конечно, в итоге за это все заплатят именно покупатели».

Из конкретных предложений по маркетплейсам, которые обсуждались на форуме, можно отметить одно. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала, что в некоторых странах маркетплейсам и онлайн-платформам запрещено иметь свои финансовые организации. По ее словам, ЦБ предлагал правительству обсудить введение в РФ аналогичного запрета. О том, как было воспринято это предложение, глава Банка России не сообщила.