Правда ли рынок готовой еды «придушивает» ресторанный бизнес?
Так в беседе с Бизнес ФМ омбудсмен ресторанного рынка Москвы, владелец бренда «Мясо&Рыба» Сергей Миронов прокомментировал жалобы рестораторов на неравную конкуренцию с торговыми сетями. Федерация рестораторов и отельеров России направила письмо об этом председателю Госдумы Вячеславу Володину. Чем недовольны рестораторы и что им готовы ответить розничные сети?
Читать на полной версииВ письме спикеру Госдумы Володину рестораторы жалуются: торговые сети активно развивают продажи готовой еды и организуют в магазинах зоны приема пищи, но требования к ним менее строгие, чем к кафе и ресторанам, и получается, что готовая еда в торговых сетях стоит дешевле. А значит, конкуренция становится неравной.
Эту тему только на днях обсуждали в студии Бизнес ФМ на дебатах «Спорная тема»: депутаты «Справедливой России» подготовили законопроект с ужесточением норм для ретейла, в их числе запрет на изготовление и продажу готовой еды.
Эмоциями в беседе с Бизнес ФМ делится президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров:
Игорь Бухаров президент Федерации рестораторов и отельеров «Ретейл для себя сделал вывод, что зачем доставлять морковку сырую, когда можно доставить салат, например, готовые блюда с добавленной стоимостью. Начали у себя делать то, что они называют «готовая еда». Это пищевая продукция, в том числе которую делают предприятия питания и предприятия пищевой промышленности. И там и там существует оценка качества этой продукции и безопасность. На предприятиях питания это санитарные правила, в пищевой промышленности это технический регламент. Они хотят сделать некую новую сущность, которая даст им возможность не быть ни теми, ни другими. А чем это отличается? Работайте в правовом поле. Открывайте у себя в супермаркете такую категорию, как общественное питание, и выстраивайте кухню, цеха, места потребления продукции».
С другой стороны, кафе и рестораны предлагают не только блюда, но и атмосферу и сервис, что отличает их от полок с готовой едой в розничных сетях. Общепит и сам развивает формат еды навынос и доставку. Однако ресурсы ретейлеров нельзя сравнивать с маленьким кафе с высокой арендой. Говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы, владелец бренда «Мясо&Рыба» Сергей Миронов:
Например, согласно СанПиНам, предприятие общественного питания должно иметь туалет с раковиной для мытья рук, что можно встретить далеко не во всех магазинах. Сам ретейл уверен: формат готовой еды регулируется не менее строго, чем производство в общепите. Говорит глава Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов:
Станислав Богданов глава Ассоциации компаний розничной торговли «Действующий ГОСТ позволяет магазинам иметь в своем составе пекарные цеха, при этом они уже обязаны соблюдать санитарные требования, которые аналогичны предприятиям общепита. Большая часть кулинарной продукции продается навынос. Зоны внутри торговых объектов — это небольшой уголок с несколькими столами и микроволновкой. В части производства — оно находится отдельно от зала, сама доготовка часто сводится к работе с полуфабрикатами, которые доставляются с фабрик замороженной продукции».
Директор по связям с госорганами X5 Борис Огарков описывает ситуацию в своей компании:
— У нас в X5 разработан и действует собственный стандарт качества, который является более жестким, определяет более жесткие требования к продукции и ее хранению, к перевозке, чем обязательные нормативные акты и СанПиН. Мы оцениваем наших поставщиков по 70 примерно критериям, проводим порядка 100 аудиторских проверок каждого поставщика в год.
— В Федерации рестораторов и отельеров говорят, что у ресторанов содержание туалетных комнат, рецептуры, приготовление и так далее контролируется куда жестче.
— Мы здесь не готовы подтвердить, где и у кого что жестче контролируется. Поверьте, мы контролируемся очень жестко всеми соответствующими подразделениями ответственными.
Эта дискуссия — именно о конкуренции. Ежегодно продажи в сегменте готовой еды растут более чем на 30%, приводят «Ведомости» данные Nielsen. Среди причин — то, что растет количество домохозяйств из одного человека и нет смысла готовить на семью. В больших городах высокий ритм жизни, работающим людям некогда готовить, а цифровизация позволяет сделать заказ и быстро, и дешево. И поучаствовать в этом буме хотят все игроки рынка.