Обновлено в 21:16

Больше четверти брендовых вещей в российском онлайн-ретейле оказались поддельными. Такой результат показало исследование китайского маркетплейса Poizon. Компания заказала на российских маркетплейсах почти 12 тысяч брендовых вещей и проверила их на оригинальность. О каких маркетплейсах идет речь, Poizon не раскрывает — целью исследования было измерить среднюю температуру по больнице.

Заказанные брендовые вещи проверяли специалисты по аутентификации, а еще их исследовали в собственной лаборатории Poizon. В ход шло высокоточное оборудование — спектрометры и микроскопы высокого разрешения. В итоге в компании признали: качество контрафакта стремительно растет. Времена Abibas уходят в прошлое — некоторые подделки без микроскопа вычислить невозможно. Тем не менее встречаются такие качественные «репродукции» крайне редко, рассказывает партнер Brandmonitor Кирилл Кириллов:

Кирилл Кириллов партнер Brandmonitor «В основном 98% всего, что продается и в интернете, и в офлайне, — подделок, копий, реплик и контрафакта — это все достаточно сильно отличающиеся от оригинала товары. В нашей практике мы буквально раз в квартал встречаем товары, которые прямо настолько сильно похожи на оригинал, что их приходится выкупить, разрезать и посмотреть на какие-нибудь детали. В первую очередь, когда мы говорим про подделки, мы говорим про то, что это произведено другой компанией и качество может быть непредсказуемо. Я думаю, что в среднем подделки, конечно, стали лучшего качества: просто потому, что технологии производства удешевились, стали более доступными, в том числе и для производителей контрафакта. Самый главный совет — покупать в проверенных магазинах, покупать в сетевых магазинах, тех магазинах, которые дают гарантии. У нас исторически основные страны с контрафактом — это Китай, ну вообще Юго-Восточная Азия. И, если мы говорим про текстиль, это, наверное, Турция, там сильные производственные мощности. Попадают в Россию в том числе часто через страны СНГ».

О том, что товар поддельный, не всегда можно догадаться даже по цене — больше половины фейков отличаются от стоимости оригинала меньше чем на 40%. Это одна из стратегий продавцов контрафакта, рассказывает Кирилл Кириллов. Причем беспроигрышная: ты и маскируешь свой товар под оригинальный и генерируешь сверхприбыль. Маркетплейсы и сами пытаются бороться с подделками. На Wildberries, например, есть пометка «Оригинал». Ее выдают продавцам, которые смогли документально подтвердить подлинность своих товаров.

Но если посмотреть отзывы на них, становится ясно, что синяя галочка не панацея. Покупатели жалуются, что у вещей торчат нитки, плохо приклеена подошва или товар приходит вообще без коробки. А бывает, что коробка от кроссовок оригинальная, но QR-код на ней ведет, например, на кепку. Продолжает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Необходимо иметь четкую цепочку контроля всего товародвижения от фабрики до конкретного покупателя, и, к сожалению, в условиях санкций обеспечить это по многим брендам невозможно. Многие товары этих известных брендов ввозятся в модели «серого» импорта, и сам поставщик может быть легко введен в заблуждение крайне высоким качеством данной контрафактной продукции и наличием также полного пакета документов на эти товары. С точки зрения покупателя, наличие какого-то шва в какую-то другую сторону или отсутствие какой-то этикетки, да, с одной стороны, делает товар контрафактом, с другой стороны — этот товар может быть абсолютно надлежащего качества, который сделан, может быть, даже на той же самой китайской фабрике, просто-напросто в другое время, нежели заказ выполняется для основного бренда».

Однако для многих проблема контрафакта не в самом контрафакте, а в его маскировке под оригинальные товары. Как показывают опросы, 35% россиян спокойно относятся к сознательному приобретению подделок. Тем более в ситуации, когда задача найти оригинальную обувь — почти как достать царицыны черевички.