Фото: Aleksandr Golubev/Фотобанк Лори

Мерять в бигмаках   «Индекс бигмака» — это, пожалуй, самый популярный из неофициальных экономических индикаторов. Шуточный индекс журнала The Economist оценивает валюты, исходя из принципа паритета покупательной способности. При этом в качестве стандартной потребительской корзины берется бигмак. Логика такая: если этот бургер продается по всему миру и входят в него одни и те же продукты, то его цена в разных странах неплохо характеризует нацвалюты. Так, если мерять в бигмаках, швейцарский франк к концу 2024 года был переоценен почти на 42%. С 2022 года индекс в России не рассчитывается. Но если ориентироваться на стоимость стандартного бургера, который заменил в нашей стране бигмак, то окажется, что рубль недооценен почти на 70%.

Фото: EPA/HOW HWEE YOUNG/ТАСС

Яркая помада   Уровень экономических сложностей можно определить по «индексу помады». Такой метод в 2001 году предложил Леонардо Лаудер, который в тот момент возглавлял совет директоров компании Estée Lauder. Он обратил внимание на то, что во время любого экономического спада продажи помады растут. И тем сильнее, чем масштабнее кризис. Объясняется это тем, что в периоды потрясений дамам становятся не так доступны дорогие сумочки и наряды. А выделяться по-прежнему хочется. И поэтому остается радовать себя новыми помадами. Хотя эксперты отмечают, что индекс Лаудера пора подкорректировать под новые реалии. Во время пандемийного карантина продажи помады в России выросли аж на 80%. И не столько из-за кризиса, сколько потому, что дамы хотели наиболее эффектно смотреться в окошке зума.

Фото: Zuma/TASS

Высота небоскреба   Согласно «индексу небоскребов», супервысотные здания начинают строить на пике экономического роста, а заканчивают уже на фоне кризиса. Эту закономерность вывел британский финансист Эндрю Лоуренс. Так, биржевому краху 1929 года предшествовало начало строительства Эмпайр-стейт-билдинга, а во время острого нефтяного кризиса 1973 года в Нью-Йорке заканчивали возводить башни-близнецы. Свидетелем финансовых потрясений 2008 года стал в свою очередь строящийся небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае. Индикатором следующего кризиса Лоуренс определил небоскреб Джидда Тауэр в Саудовской Аравии. Когда в 2018 году стройку километровой башни заморозили, Лоуренс предсказал глобальные проблемы в мировой экономике сразу после разморозки проекта. В 2025 году работы возобновились.

Фото: senivpetro/freepik.com

Длина юбки  Положение дел в экономике можно определить по длине юбки. Если все хорошо, то она короткая, а если подол полностью скрывает ножки, значит, дело идет к кризису. Такой «индекс юбки» придумал американский экономист Джордж Тейлор. И его теория имела под собой основания. В США после Первой мировой экономика была на подъеме. И девушки носили беспрецедентно короткие для тех времен платья. Но когда началась Великая депрессия — юбки заметно удлинились, дамы скрывали поизносившиеся чулки и думали уже не о вечеринках, а о том, как заработать на жизнь. Правда, в новом тысячелетии индекс Тейлора стал давать сбои, и, например, нынешнее состояние мировой экономики четко определить он не в состоянии. Причина проста — брюки и джинсы стали у женщин намного популярнее юбок и платьев.

Фото: Pixel_shot/Фотобанк Лори

Стоимость оливье   Во многих государствах на постсоветском пространстве перед Новым годом принято подсчитывать так называемый индекс салата оливье. В каких-то странах эту миссию берут на себя авторитетные СМИ. А в России «индекс оливье» обрел такую популярность, что его расчетом занялся сам Росстат. За 12 месяцев 2024 года главный новогодний салат страны подорожал на 15%. На то, чтобы приготовить некую условную семейную порцию оливье на пять человек, хозяйки, согласно анализу Росстата, потратили в прошлом году в среднем 384 рубля. От региона к региону стоимость оливье, безусловно, меняется. Самый дорогой оказался на Чукотке — 624 рубля. А меньше всего на салат потратили мордовские хозяйки — всего 183 рубля.

Фото: Raev Denis/Фотобанк Лори

Экономить на попкорне   В США традиционно отслеживают «индекс попкорна». Это наглядный индикатор того, как себя ощущает экономика. В кризисные времена люди начинают экономить на таких развлечениях, как походы в ресторан или на концерт. И в какой-то момент кинотеатр становится главным местом, в котором можно относительно дешево провести досуг. А где кино, там и попкорн. Продажи этого снека в кризисный 2009 год подскочили в мире почти на 10%. Люди шли в кинотеатры, чтобы на несколько часов забыть о проблемах. Хорошо раскупались билеты на комедии и фильмы про супергероев. А вот драмам во время экономического спада собрать кассу намного сложнее. Зрителей отпугивают жизненные неурядицы экранных персонажей, поскольку с головой хватает своих.

Фото: javi_indy/freepik.com

Высота каблука   Британец Трэвор Дэвис занимался в IBM обработкой больших массивов данных. И на базе big data изобрел «индекс шпилек». Согласно его наблюдениям, во время экономической стабильности дамы в основном носят низкие каблуки. Зато, когда наступает кризис, переходят на шпильки. Сам Трэвор объясняет это психологически. Девушки хотят не только привлечь внимание высокими каблуками, но и убежать на них от проблем. И этот способ женщины практикуют каждый раз, когда экономику начинает лихорадить. Будь то Великая депрессия или мировой финансовый кризис конца нулевых. В 2009 году, например, в моду вошли шпильки высотой 17 сантиметров! Способ избежать финансового кризиса, по Дэвису, чрезвычайно прост — мужчины должны перестать покупать своим дамам туфли на высоком каблуке.

Фото: krakenimages.com/freepik.com

Галстук в моде   Оценить состояние экономики позволяет, как оказалось, рожденный HR-психологами «индекс галстука». Он хорош тем, что исследования можно провести самостоятельно в любом офисе в произвольный будний день, кроме пятницы. И если на шее большинства мужчин окажутся повязаны яркие и узкие галстуки, то никакого кризиса нет и не предвидится. Люди думают о моде и о том, как проявить собственную индивидуальность. А вот если преобладают галстуки неброских тонов, то кризис уже начался. В это время персонал опасается увольнений и делает все, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Кроме того, в период спада галстуки становятся нарочито широкими. Тем самым коллеги подсознательно демонстрируют руководству, что они очень надежные сотрудники.

Фото: Gustavo Basso/ZUMAPRESS.com/TASS

Цена либидо   Эротический журнал — лучший индикатор состояния дел в экономике. По крайней мере, на этом настаивал профессор психологии Терри Пэтиджон. Ученый исключительно с научными целями изучил архив журнала Playboy за 40 лет и вывел закономерность. Если на обложке молоденькая хрупкая модель с огромными глазами, то никакой рецессии в Америке в это время совершенно точно нет. И наоборот, когда девушка на титуле издания постарше, покрупнее и с небольшими глазами, значит, страна погружается или уже погрузилась в глубокий экономический кризис. Раньше этот оригинальный индекс сбоев действительно практически не давал, но времена изменились. Playboy ушел в онлайн, а на главной странице сайта теперь можно встретить не только моделей плюс-сайз, но даже мужчин. Этого профессор Пэтиджон предвидеть, конечно, не мог.

Фото: freepik.com

По волосам   В Японии глубину кризисных явлений в экономике определяют по «индексу длины женских волос». Такой оригинальный метод появился благодаря бизнес-изданию Nikkei. Газета обработала статистику по продажам средств по уходу за волосами и выявила интересную закономерность. Чем масштабнее кризис, тем сильнее падают продажи шампуней и лосьонов. А все дело в том, что женщины, желая сэкономить, начинают стричься короче. В моду входят каре и его разновидности. Как только экономический спад заканчивается, прекрасный пол снова отращивает волосы. Пожилые японцы в этой связи вообще ратуют за возвращение к старым временам, когда девушкам, чтобы подстричься, надо было запрашивать разрешение местных властей. Мол, во времена самураев и услуги парикмахера были не так дороги, и стабильности было больше.

Фото: Losevsky Pavel/Фотобанк Лори

Без трусов   Если продажи трусов обвалились, значит, начинается кризис. Это главный постулат «индекса мужского нижнего белья». Оригинальный индикатор разработал легендарный Алан Гринспен, который почти 20 лет возглавлял Федеральную резервную систему США. По теории Гринспена, трусы — это первое, на чем мужчины начинают экономить в кризис. Поэтому на посту председателя ФРС он тщательно отслеживал потребительскую активность сильного пола. И радовался, когда продажи мужского нижнего белья начинали расти, ведь вместе с ним в стадию роста переходила и вся экономика. Впрочем, пандемия ковида эту теорию растоптала. В условиях карантина мужчины, наоборот, стали скупать трусы, но говорило это не о состоянии экономики, а о количестве свободного времени, которое джентльмены посвятили онлайн-магазинам.

Фото: Максим Коломыченко/Фотобанк Лори

Красивые официантки   Чем сильнее кризис, тем эффектнее официантки. Такую взаимосвязь в 2009 году выявил редактор The New York Times Хуго Линдгрен. В своей колонке под названием «Экономический индекс горячих официанток» он описал одно из следствий массовых сокращений того времени. Уволенные из офисов девушки за неимением особого выбора пытались устроиться официантками. Но из-за сильной конкуренции, вызванной мировым финансовым кризисом, брали на эту работу лишь самых привлекательных соискательниц. И те, желая побольше заработать, одевались и вели себя так откровенно, как никогда до этого. Правда, времена популярности этого индикатора прошли. Сегодня придуманный Линдгреном индекс считается в США оскорбительным и крайне сексистским. Да и сам автор к этому моменту распрощался с журналистикой.

Фото: freepik.com

Укус комара   На юге США есть такой индикатор наступления кризиса, который понимают даже дети. Называется он «индексом комариных укусов». Если на открытом воздухе тыльную сторону ладони быстро и плотно покрывают красные точки, значит, дела в экономике из рук вон плохо. Логика работы индекса проста. Оказывается, в кризис американцы в первую очередь начинают экономить на очистке бассейнов. Многие семьи и вовсе переезжают жить к родственникам. В результате по стране образуется огромное количество брошенных бассейнов, которые превращаются в настоящие рассадники комаров. В кризисном 2009 году в одном из округов Аризоны их количество выросло аж на 60%. И власти были вынуждены в спешке проводить дезинфекцию. Ведь комары не только больно кусают, но и переносят опасные болезни.