Роскомнадзор готовится к полной блокировке WhatsApp
На фоне массовых жалоб на сбои в работе мессенджера Роскомнадзор сообщил о постепенном введении ограничений в отношении WhatsApp. Ведомство рекомендовало переходить на российские сервисы. Готовы ли россияне и бизнес к отказу от WhatsApp?
Читать на полной версииВ последние дни в целом ряде регионов, включая Москву и Санкт-Петербург, WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) работал плохо, а иногда не работал совсем. С одной стороны, многие уже привыкли к сбоям отдельных сервисов и в целом интернета, в первую очередь мобильного. Но у некоторых было впечатление, что происходит что-то не совсем обычное. Вечером 28 ноября Роскомнадзор пояснил, что именно. Это постепенное ограничение работы WhatsApp из-за отказа мессенджера выполнять требования российского законодательства. Ограничения будут продолжены вплоть до полной блокировки, если сервис не устранит нарушения.
О том, кого это может затронуть, рассуждает зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов:
Андрей Свинцов зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи «К сожалению, больше 80 млн наших граждан ежедневно используют WhatsApp, в том числе и для личной переписки, пересылают и документы личного характера: паспорта, права, СНИЛС. Также используют для пересылки коммерческой информации. Это тоже крайне чувствительно, потому что по любой коммерческой информации спецслужбы Соединенных Штатов и ряда европейских стран получают очень хорошую аналитическую информацию о том, что происходит с экономикой, где еще есть элементы для санкционного давления».
WhatsApp в России — это не только личное общение. Это также один из важнейших инструментов для бизнеса, в особенности малого, как раз по причине огромной популярности мессенджера, на которую, похоже, не так уж сильно повлияли введенные в конце лета ограничения на звонки. Например, салоны красоты и в целом предприятия сферы услуг все коммуникации с клиентами перенесли в WhatsApp. Смогут ли те же парикмахерские отказаться от этого мессенджера? Мнение президента и основателя сети имидж-лабораторий «Персона» Игоря Стоянова:
Игорь Стоянов президент и основатель сети имидж-лабораторий «Персона» «WhatsApp за последние несколько лет — после того, как подорожали СМС, — стал основным спасительным мессенджером в заботе о клиенте. Рассылки в основном делались через WhatsApp, это было удобно и практично. Сложно говорить, потому что это всегда был рабочий инструмент для бьюти-бизнеса. WhatsApp был спасением как раз для салонов-малышек».
Для российских импортеров и экспортеров отказ от WhatsApp тоже станет определенной проблемой. Продолжает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
Роскомнадзор рекомендует переходить на отечественные сервисы мгновенных сообщений. По факту речь идет только о Max. И вот это отдельная проблема. Контакты из телефонной книги смартфона он подтянет, а вот из других мессенджеров вытащить их уже не сможет. Не говоря уже о переписке и загруженных файлах. И главное, что нет надежных инструментов для миграции. Продолжает эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman Алексей Горелкин:
По состоянию на середину ноября в национальном мессенджере Max зарегистрировано более 55 млн человек. Далеко не факт, что все они регулярно им пользуются. Но скоро это может измениться. В Госдуме считают, что до полной блокировки WhatsApp осталось четыре-шесть месяцев.