Страны ЕС согласовали бессрочную заморозку суверенных активов России
ЕС использовал специальную процедуру, предназначенную для экономических чрезвычайных ситуаций, и тем самым устранил препятствие для использования российских средств в целях оказания помощи Украине. Речь идет о сумме в 210 млрд евро. Что говорят эксперты о решении ЕС?
Читать на полной версииОбновлено в 22:22
Евросоюз принял решение на неопределенный срок заморозить российские активы, которые находятся в Европе. Это следует из заявления датского председательства в Совете ЕС. Решение поддержала в том числе Бельгия. Там расположен депозитарий Euroclear, где находятся заблокированные активы Банка России.
По сведениям Reuters, Бельгия, а также Болгария, Италия и Мальта заявили, что решение по использованию активов России для Украины должно быть принято на саммите ЕС. Он пройдет 18-19 декабря.
Решение о бессрочной блокировке активов России было принято, чтобы «помешать дружественным Москве Венгрии и Словакии наложить вето на их использование в интересах Украины», пишет Associated Press.
Комментирует руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов:
Владислав Белов руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН «Это первый шаг для принятия окончательного решения относительно возможности использования российских активов в качестве обеспечения для так называемого репарационного кредита, вокруг которого сейчас ломаются копья. В качестве первого шага, по всей видимости, была задействована 122-я статья Лиссабонского договора о чрезвычайных ситуациях. Однако совершенно неясно, какое отношение Украина имеет к этой статье, которую ранее применяли в связи с ковидом или долгами Греции. Похоже, они нашли некую лазейку. А дальше будут ломать Бельгию. Но не факт, что Бельгия согласится на эти планы, не факт, что согласится депозитарий Euroclear и что эти средства в итоге будут получены. Пока что завершен лишь первый этап — активы заморожены на неопределенный срок. Это серьезная проблема. У нас были определенные возможности и варианты, которые мы рассматривали для защиты этих средств и их возможного возврата. Но сегодня нам объявили об их бессрочной заморозке. Пока, насколько я понимаю, речь идет об активах, принадлежащих Центральному банку. Зеркальный ответ последует в любом случае, и он, вероятно, затронет корпоративные средства европейских компаний. Это создает неблагоприятную ситуацию для тех иностранных, в частности европейских, компаний, которые на законных основаниях продолжают работать в России. У России, по сути, нет иных возможностей для адекватного симметричного ответа. Если взять, к примеру, Германию — по доступной нам информации, в России остается около 1200 немецких компаний. Если эти компании станут жертвой эскалации противостояния, это, конечно, будет плохо для всех сторон. Теперь остается ждать, будут ли «ломать» Бельгию, в первую очередь ее руководство. Что касается Euroclear, это не государственная организация, а частная. Поэтому пока у меня есть осторожная надежда, что средства хоть и останутся в статусе замороженных, но окончательная схема с репарационным кредитом так и не заработает».
Как будут дальше развиваться события вокруг бессрочной блокировки российских активов, предположил профессор Финансового университета Константин Симонов:
Решение ЕС по суверенным активам России может привести к оттоку средств инвесторов из Европы, считает инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Страны ЕС договорились оставить российские активы замороженными до завершения украинского конфликта и до выплат Украине со стороны России.