Подавляющее большинство российских компаний уже внедряют искусственный интеллект. Таковы результаты совместного исследования компании «Технологии доверия» и аналитического центра НАФИ.

Сразу после публикации исследования Бизнес ФМ решила узнать, как бизнес применяет искусственный интеллект. Радиостанция связалась с несколькими владельцами и руководителями компаний из разных отраслей. Оказалось, что все так или иначе уже пытаются использовать ИИ. То есть здесь 100% попадание. Правда, пока искусственный интеллект помогает решать вспомогательные задачи типа создания карточек товаров на маркетплейсах. Ни один из наших собеседников не готов доверить машине такие сложные и ответственные области, как финансы, закупки и так далее.

Теперь мы спросили у тех же самых представителей бизнеса, какие инструменты они применяют. Вот что рассказал Бизнес ФМ Павел Брун, руководитель компании «МастерПроф», которая занимается оптовыми поставками сантехнического оборудования:

Павел Брун руководитель компании «МастерПроф» «Для анализа таблиц мы используем такой сервис, как Rose. Ее платная версия, она стоит недорого, но это искусственный интеллект, интегрированный как раз таки в табличную часть. Когда туда загружаешь таблицу, там есть диалоговое окно, куда ты можешь написать какие-то запросы, что тебе с этой таблицей нужно сделать, и сервис самостоятельно анализирует таблицу, выводит себе какой-то либо итог, либо подытог, либо сразу какие-то делает заключения на основании этой таблицы, либо даже графики, диаграммы. Есть Yandex GPT, его мы используем для составления аннотаций. Мы подключили сразу восемь пользователей, нам обошлось в российские деньги примерно на 30 тысяч рублей. И это мы на месяц подключили всех, кого мы хотели подключить. Суммы незначительные абсолютно».

Производитель спортивной одежды и обуви «Мануфактуры Малюгина» только начинает осваивать искусственный интеллект. В компании предпочитают большие языковые модели, причем зарубежные. Продолжает ее основатель и гендиректор Александр Малюгин:

— ChatGPT, DeepSeek — то есть все-таки импортные модели: наши не тянут пока. Никаких специализированных не используем, берем то, что есть, и учимся с этим работать. Мы прямо специально в Сколково посылали на такую узкую конференцию, посвященную применению в бизнесе искусственного интеллекта, целую рабочую группу из пяти человек. И они, в общем-то, приехали впечатленные: там нашлись и открылись для нас новые возможности. То есть мы учимся его использовать. У нас есть рабочая группа маркетинга, которая занимается продвижением. Им все это интересно, живо, они сами осваивают, сами ищут возможности, копаются.

— Готовы тратить на искусственный интеллект?

— Мы понимаем целесообразность этих трат и готовы эти траты провести. Как только появится какая-то внятная цель, серьезная — тогда и привлечем, и потратим, и будем делать.

Самым продвинутым пользователем нейросетей из числа наших собеседников оказался гендиректор Angel Relations Group и преподаватель Высшей школы экономики Алексей Карлов:

Алексей Карлов гендиректор Angel Relations Group и преподаватель Высшей школы экономики «Я пытаюсь соблюдать принцип «одна отечественная — одна неотечественная» — для того чтобы успевать следить за трендами и работать с русским языком. Из отечественных я предпочитаю GigaChat, на втором месте «Алиса». Из неотечественных — это доступные без VPN китайские Qwen или DeepSeek либо западные, которые часто доступны c VPN. Кроме того, есть подстраховка — это локальные нейросети, которые не работают на телефоне, но работают хорошо на ноутбуке, будь то Llama или LM Studio. Но если говорить про расход на каждого сотрудника, в среднем это 5-10 тысяч в месяц. Это оплата платных версий нейросетей».

Из блиц-опроса предпринимателей становится понятно, что бизнес действительно пытается найти применение искусственному интеллекту. Но пока речь идет в основном об общедоступных больших языковых моделях и реже — об узкоспециализированных инструментах. При этом расходы на ИИ минимальны. Некоторые готовы тратить больше, если поймут, что это необходимо.