16+
Пятница, 12 декабря 2025
  • BRENT $ 61.48 / ₽ 4878
  • RTS1091.47
11 декабря 2025, 22:22 Компании

Исследование: 86% компаний внедряют ИИ, но вкладывать в него готовы не больше 30%

Лента новостей

Исследование охватило больше тысячи российских компаний. 86% из них внедряют у себя искусственный интеллект, многие его уже используют. ИИ задействован в работе с клиентами у 46% организаций, используется в логистике, разработке ПО и HR. Но на производство и в финансы его не пускают

Фото: Сергей Старуш/Фотобанк Лори

Искусственный интеллект — для бизнеса. 86% российских компаний уже внедряют инструменты ИИ. Таковы результаты совместного исследования компании «Технологии доверия» и аналитического центра НАФИ. Как нейросети меняют бизнес и как оценить этот эффект?

Авторы исследования опросили больше тысячи представителей российского бизнеса и получили неожиданный результат. Мало того что почти все компании внедряют у себя искусственный интеллект, многие его уже используют. ИИ задействован в работе с клиентами у 46% организаций. Также ему нашлось применение в стратегическом планировании, логистике, HR и разработке программного обеспечения. Реже всего ИИ используется в финансах и на производстве.

В компании «МастерПроф», которая занимается оптовыми поставками сантехнического оборудования, искусственный интеллект применяется очень ограниченно. Об этом рассказал Бизнес ФМ руководитель «МастерПроф» Павел Брун:

Павел Брун руководитель «МастерПроф» «У нас внутри холдинга есть отдельная компания, которая занимается продажами на маркетплейсах. На них размещено довольно большое количество товаров — порядка 1000 карточек у нас. Для того чтобы их модерировать и создавать описательную часть, создавать визуальную часть, мы используем искусственный интеллект. Я не могу сказать, что он делает это качественнее, чем человек, но, если говорить о массовости и о скорости, то, конечно, это быстрее. Такие сферы, как закупки, финансы... В такие ответственные сегменты мы его не пускаем».

Попробовали использовать искусственный интеллект и в компании «Мануфактуры Малюгина», рассказал ее основатель и гендиректор Александр Малюгин:

Александр Малюгин компания «Мануфактуры Малюгина» «Недавно делали рекламу нового продукта, сделали с помощью искусственного интеллекта. Реклама получится отличная, такая запоминающаяся. Хорошо получилось. В то же время опытный глаз зрителя тут же считывает, что это искусственный интеллект. То есть мгновенно просто. Хорошо это или плохо — не знаю, но своих целей она достигла. Мы эффект от этого получили. В принятии решения мы не опираемся никогда ни на какие выводы искусственного интеллекта, что вот так выдачу получили, вот так и делаем, как выдано. Так не бывает. Ну, во всяком случае в моем разумении это невозможно или это глупо. На мой взгляд, нельзя опираться и нельзя доверять на 100% решения, особенно важных и сложных вопросов».

В ГК «Апекс Квадрат», которая занимается разработкой и интеграцией решений на базе искусственного интеллекта, AI-агенты во многом заменили секретарей. Вот только эффект от внедрения таких инструментов посчитать сложно. Сегодня это справедливо для всех компаний. Продолжает управляющий партнер ГК «Апекс Квадрат» Владимир Новоселов:

Владимир Новоселов управляющий партнер ГК «Апекс Квадрат» «Эффект в рублях оценить, как правило, в лоб нельзя. Это очень большая проблема, потому что любое внедрение ИИ, как правило, направлено либо на оптимизацию существующих каких-то бизнес-процессов, либо на создание новых возможностей. И когда мы говорим об оптимизации, там еще плюс-минус можно посчитать, если это касается сокращения сотрудников. Но, как правило, в российской ментальности, даже если у нас появился механизм, который хорошо что-то делает, никто сотрудников никогда не сокращает — их направляют на другое. И в результате общий эффект бизнеса вот так, прямо на бумаге, в табличках посчитать невозможно. А когда мы создаем новые возможности, мы скорее, наоборот, тратим».

Для чего российский бизнес внедряет искусственный интеллект? Этот вопрос Бизнес ФМ задала гендиректору Angel Relations Group и преподавателю Высшей школы экономики Алексею Карлову:

Алексей Карлов гендиректор Angel Relations Group и преподаватель Высшей школы экономики «Вводится новая этика, когда мы каждый свой результат проверяем через ИИ. Волна уже настолько здесь и она настолько велика, что назад она вряд ли откатится, и это придется использовать. Да, мы думали, что это освободит наши руки и креатив, на самом деле это больше добавило работы, но во многих аспектах повысило ее качество или скорость».

Отношение российского бизнеса к искусственному интеллекту демонстрирует один из результатов исследования компании «Технологии доверия» и аналитического центра НАФИ. Большинство опрошенных представителей делового сообщества считают Россию лидером по внедрению ИИ.

При этом сам российский бизнес не готов вкладываться в это направление. Меньше трети компаний планируют направить на ИИ-проекты от 1% до 3% от общего инвестиционного бюджета. Каждая восьмая компания вообще не собирается выделять отдельный бюджет на эти цели.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию