Российские авиакомпании просят продлить особый режим эксплуатации зарубежных самолетов
Это постановление, которое позволяет российским авиакомпаниям использовать самолеты, находящиеся в собственности иностранных лизингодателей. Изначально документ действовал до конца 2024 года, позже срок продлили до конца 2026 года
Читать на полной версииОбновлено в 14:30
Авиаперевозчики просят продлить особый режим эксплуатации зарубежных самолетов. Это следует из письма Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта в Минфин и Минтранс, пишут «Ведомости».
Речь идет о продлении действия постановления от 2022 года, которое позволяет российским авиакомпаниям использовать самолеты, находящиеся в собственности иностранных лизингодателей.
Таким образом, авиаперевозчики не только получили право не возвращать за рубеж самолеты по договорам, заключенным до февраля 2022 года, но и возможность проводить техобслуживание без одобрения, сертификаций и оригинальных запчастей от западных производителей. Изначально документ действовал до конца 2024 года, позже срок продлили до конца 2026 года.
В Ассоциации подчеркнули, что основу пассажирского флота российских авиакомпаний составляют самолеты Boeing, Airbus, Embraer. Значительная их часть используется на основании лизинговых договоров, расторгнутых из-за санкций. Комментирует главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
— Для международных рейсов и для гибкости, если у тебя часть флота может летать только по России, а часть за рубеж, это не очень удобно и менее эффективно с точки зрения оптимизации. С точки зрения дальнейшего перспективного использования флота нужно иметь легальные документы.
— Не скажется ли дальнейшее продление режима на безопасности авиасудов?
— Это не взаимосвязано, не имеет отношения к безопасности, потому что обслуживание и так проводится вне зависимости от того, кто собственник воздушного судна. Это создает дополнительные возможности для обслуживания самолетов за границей в дружественных странах, но пока лишь теоретически, потому что в основном этап обслуживания проводится пока в России.
— Если не продлят этот режим, каков будет результат?
— Это мало повлияет на возможность авиакомпаний совершать перевозки пассажиров, потому что некоторые авиакомпании имеют флот практически полностью двойной регистрации, при этом не имеют возможности летать за рубеж. Можно вспомнить авиакомпанию iFly, которая из-за этого была вынуждена сдать весь свой флот в «мокрый» лизинг, практически прекратить выполнять рейсов по собственным полетным программам. Тогда все будет потихоньку сводиться к этому.
О том, продлят ли действие особого режима для самолетов зарубежных лизингодателей, рассуждает авиационный эксперт, кандидат технических наук, доцент Владимир Попов:
Владимир Попов авиационный эксперт, кандидат технических наук, доцент «В этом случае у нас другого выхода нет, надо так понимать. Пока санкции с нас не снимаются, мы не можем делегировать эти вопросы той организации, которая нам представила в лизинг самолеты, вертолеты. А сегодня этих процессов у нас нет, мы взяли их в свой реестр. Помните, переход был различных зарубежных реестров в наш реестр, тогда мы их стали сами эксплуатировать, хотя разрешение было ограничено. Некоторые лизинговые компании или производители, у которых мы покупали самолеты и вертолеты, просто отказались с нами сотрудничать. Мы взяли на себя ответственность, нам деваться некуда просто, мы должны это делать. Чтобы надежно эксплуатировать этот самолет и самим быть уверенным, мы взяли ответственность за безопасность полетов и их эксплуатационные характеристики, за их сохранность, за их пригодность на себя. Это нужно продолжать. А иначе, если мы откажемся это делать, мы должны вывести их из эксплуатации по тем или иным параметрам. Или по налету, или по годам эксплуатации, или по процедурам обслуживания. 500 часов закончились, и все, дальше мы не знаем, как быть. Вот этими вопросами мы и занимаемся, чисто техническими и технологическими. И по документам законодательно должны это утвердить, на кого-то возложить эти обязанности и ответственность».
Всего в России, по данным Reuters за прошлый год, осталось около 400 самолетов, которые находятся в собственности западных лизингодателей.