«Пилот» с двумя ОГЭ для поступления в колледжи расширяется на девять регионов
Власти признали проект успешным и продлили его до 2029 года. Чем объясняется желание регионов участвовать в пилоте и будет ли число школьников, уходящих после 9-го, и дальше расти?
Читать на полной версииК эксперименту по сдаче только двух обязательных экзаменов — русского и математики — для поступления в колледжи присоединятся еще девять регионов. А процент девятиклассников, выбирающих колледжи и техникумы вместо старшей школы, перевалил за 60.
Главная задача эксперимента — облегчить поступление в колледжи и техникумы. Изначально в эксперименте принимали участие только три региона — Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область. Воспользовались опцией в этом учебном году так: в Москве — чуть больше трети, в Петербурге — только 10%, а вот в Липецкой области — половина девятиклассников.
Планировалось, что эксперимент продлится до конца 2025 года, а в декабре регионы и кабмин оценят его результаты. Власти признали «пилот» успешным, продлевают его до 2029 года и подключают к нему еще девять регионов. Среди них — Московская, Ростовская, Тверская, Тюменская, Смоленская и Мурманская области, Татарстан, Камчатский край и Ханты-Мансийский автономный округ.
Успех эксперимента во многом был обеспечен возможностью создать дополнительные бюджетные места за счет регионального финансирования и поддержки местного бизнеса. Но такие возможности есть далеко не у каждого вышеупомянутого региона. Продолжает профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «Я могу сказать про Камчатский край и Ханты-Мансийский автономный округ. Там есть очень серьезно разработанная стратегия развития регионов, подготовки кадров с учетом тех компетенций, которые нужны именно краю. Колледжи ориентированы на то, чтобы предложить ребятам именно остаться, начать свой карьерный путь, а, уже трудоустроившись, думать о продолжении образования, если понадобится. Смогут ли они места в колледжах поддержать? Да, смогут. За счет региональных бюджетов. И в этом смысле партнерство в том числе есть с предприятиями, которые готовы не только на практику, но и после окончания ребят взять. В Ханты-Мансийском автономном округе очень многие нефтяные корпорации говорят, что они нуждаются в первую очередь в высококвалифицированных рабочих. Колледжи очень интенсивно поддерживаются этими предприятиями. Так же и в Камчатском крае, причем не только рыбная отрасль, сегодня очень активно развивается и туризм».
По данным Минпросвещения, 63% девятиклассников сегодня выбирают именно этот образовательный путь, пишет «Коммерсантъ». Но есть нюанс. Этот процент объединяет не только колледжи и техникумы: это также студенты, зачисленные на программы среднего профессионального образования при университетах, и учебные заведения, тесно сотрудничающие с конкретными предприятиями. Еще ключевое различие — в пропорциях: в столице около четверти учащихся осваивают профессии рабочего профиля, а остальные — специальности среднего звена. В то же время в большинстве регионов доля выбирающих рабочую профессию существенно ниже. Этот дисбаланс тесно связан с миграцией молодежи: традиционный путь «школа — вуз» зачастую приводит к оттоку выпускников из родных регионов в крупные академические центры.
Директор центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, народный учитель России Ефим Рачевский говорит, что в этом году из его выпускников девятых классов в колледжи пошли 18%, и это больше, чем в прошлом году.
Ефим Рачевский директор центра образования «Царицыно» № 548 города Москвы, народный учитель России «Одна группа — это академические аутсайдеры, которым никак не дается профильная математика или еще что-нибудь, поэтому опция «два экзамена вместо четырех» — для них это счастливый билет. А если исходить из того, что колледжи сегодня (я беру московские) выросли и содержательно, и с точки зрения оснащения, и перспективного трудоустройства, и возможности по завершении колледжа продолжить свое обучение в университете, в совокупности это играет такую позитивную роль. Но есть еще одна категория ребят, которые достаточно успешны в той же самой математике, во многих других дисциплинах и выбирают колледж, поскольку хотят пораньше начать что-то делать в этой жизни: скорее получить специальность, начать зарабатывать или создавать свой бизнес, ну а высшее образование никуда не уйдет».
К тому же альтернатива «уйти после 9-го в колледж» становится еще более привлекательной на фоне ограничения платных мест в вузах. В ноябре правительство утвердило довольно широкий список специальностей, и не только гуманитарных. Например, ограничат платные места на такие направления, как нефтегазовое дело, жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура, пожарная безопасность и правоохранительная деятельность.