Обновлено в 17:15

Цели СВО будут достигнуты, а утверждения о том, что Россия представляет угрозу Европе, — «ложь и бред» — об этом заявил Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны.

Задача создания и расширения буферной зоны безопасности на Украине, по словам российского президента, будет последовательно решаться. В своем выступлении Путин подвел итоги тестирования различных боевых систем и заявил, что комплекс «Орешник» поступит на боевое дежурство до конца года. Вот фрагмент его выступления:

«Российская армия завоевала и прочно удерживает стратегическую инициативу на всей линии фронта. Наши войска уверенно продвигаются вперед и перемалывают противника, его группировки и резервы. В том числе так называемые элитные части и соединения, прошедшие подготовку в западных военных центрах, оснащенные современной иностранной техникой и вооружением. В этом году уже освобождено свыше 300 населенных пунктов. Возможности российской армии постоянно развиваются, работа по укреплению вооруженных сил непрерывно идет за последние годы. Непрерывно — имею в виду совершенствование их боевого состава, качественные улучшения в системе военного управления, в оперативной и боевой подготовке и, конечно, повышение эффективности оборонной промышленности, сухопутные войска. Поступают ракетные комплексы и артиллерийские системы с высокоточными средствами поражения, барражирующие боеприпасы, беспилотники разного типа, робототехника. В этом году состав Военно-морского флота пополнили новые подводные лодки, включая стратегический ракетоносец «Князь Пожарский», а также 19 надводных кораблей и судов. Прошли успешные испытания стратегической крылатой ракеты неограниченной дальности «Буревестник» и безэкипажного подводного аппарата «Посейдон». До конца года на боевое дежурство будет поставлен и ракетный комплекс средней дальности с гиперзвуковой ракетой «Орешник», в прошлом ноябре впервые было проведено ее боевое применение. Сегодня мы видим, что геополитическая ситуация в мире продолжает оставаться напряженной, а в ряде регионов становится просто критической. Страны НАТО активно наращивают и модернизируют наступательные силы, создают и развертывают новые виды оружия, в том числе в космическом пространстве. При этом в Европе людям вбивают в голову страхи по поводу неизбежного столкновения с Россией, мол, надо готовиться к большой войне. Уже неоднократно говорил — это ложь, бред, просто бред о какой-то мнимой российской угрозе европейским странам».

Министр обороны Андрей Белоусов также сделал несколько заявлений. ВСУ, по его словам, потеряли до полумиллиона военнослужащих. На Украине выведены из строя более 70% ТЭЦ и более 37% ГЭС. Группировка «Запад» заняла Купянск, в настоящее время идут бои за Константиновку. Ключевой задачей на следующий год станет сохранить и нарастить набранные темпы наступления.

Почти 410 тысяч человек поступили на военную службу по контракту в этом году, две трети из них моложе 40 лет, отметил Белоусов. Формирование Войск беспилотных систем завершится в 2026 году.

По словам Белоусова, НАТО готовится к военному столкновению с Россией. А политика стран Европы и НАТО создает реальные предпосылки для продолжения военных действий в 2026 году.

О том, какие акценты были расставлены в выступлениях Путина и Белоусова, говорит политолог Георгий Бовт:

— Было бы странно, если бы на коллегии Минобороны говорили о мире, там говорят о Вооруженных силах, их боеспособности и текущих боевых действиях. Поэтому формат встречи предопределил и соответствующие заявления. Главный смысл, который был, наверное, заложен в публичную часть этого мероприятия, — это то, что Россия готова дальше военным путем достигать своих целей на Украине. Как в очередной раз заявил Путин, все цели СВО будут выполнены. Он также заявил, что если Запад не хочет идти на переговоры, то Россия освободит, как он выразился, исторические земли военным путем. Ну а Белоусов был в дополнение уже президенту, он рассказал об успехах военного строительства и достижениях, которые сделаны в части оснащения новых вооружений. В общем, руководство страны и Минобороны высоко оценивают нынешний уровень боеготовности и качества проводимых военных операций.

— Что-то принципиально меняющее ход, ключ переговоров озвучено или пока все, в общем, в той же парадигме, в том же русле?

— От коллегии Минобороны было трудно ожидать, что там будут излагаться какие-то переговорные позиции и предлагаться тем более какие-то компромиссы. Нет, это было призвано показать, что если и будут переговоры, то они будут вестись с позиции силы. Можно предположить осторожно, что на прямой линии президента, которая будет 19 декабря, он сделает другие нюансы и даст подробную оценку тех переговорных позиций, которые утекают в прессу, касательно отношений Запада, отношения США, и в том числе и украинская нынешняя позиция. А на Минобороны, да, это вот все с позиции силы: если хотите с нами разговаривать, то пожалуйста, а если не хотите, то мы будем вот так себя вести.

По словам Владимира Путина, он надеется, что Европа начнет диалог, но это маловероятно с действующими элитами. США же демонстрируют готовность решать проблемы мирным путем, «надеюсь, то же самое произойдет с Европой», отметил президент. Все планы Запада полностью провалились, заявил глава государства. «Россия продемонстрировала свою устойчивость в экономике, в финансах, во внутриполитическом положении общества и состоянии общества, и, наконец, в сфере обороноспособности», — заключил Путин.

Заявления Путина и Белоусова прозвучали накануне саммита ЕС, на котором должна решиться судьба замороженных российских активов. О том, какие сигналы посылает Кремль, рассуждает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

— Безусловно, сигналы, которые посылают из Москвы, подразумевают позицию силы. Они должны транслировать уверенность, что цели, поставленные Москвой, будут в любом случае достигнуты. Войной или не войной, как получится, но отступления от них не будет — это к вопросу о тех разговорах, которые звучат сейчас довольно много на Западе, что есть надежда у Трампа или у других, что Путин откажется от своих, как они говорят, максимальных целей. Мне кажется, что все заявления российского президента призваны продемонстрировать, что нет максимальных или минимальных целей, есть набор требований, которые, в общем-то, не меняются, они очень стабильны. Из этого они должны исходить при принятии любых решений.

— Какая будет реакция?

— Предельно негативная. Я думаю, что в Европе-то точно. Там это будет воспринято как еще одно подтверждение совершенной бесперспективности разговора с Москвой, с Путиным. А вот какой вывод будет сделан применительно к самому главному вопросу по поводу экспроприации российских активов, здесь, конечно, могут быть две точки зрения. Одна — что видите, переговоры бессмысленны, и поэтому надо всеми способами поддержать Украину и обеспечить финансирование посредством изъятия российских денег. А другой вывод, я думаю, который будет звучать в ряде стран, Венгрия и остальные, которые так или иначе склоняются к этой позиции, — что мы все равно ничего не сможем сделать, все равно в конце концов русские своего добьются, а мы только затягиваем, увеличиваем издержки. Плюс еще готовы пойти на крайне сомнительные меры, которые потом аукнутся, все это бессмысленно и вредно. Ну а какая точка зрения возобладает, трудно сказать, потому что вообще это очень подвешенный вопрос получился. Что касается Соединенных Штатов, я думаю, что там идет какой-то процесс коммуникации, которого мы не видим и про который мы не знаем, но периодически что-то такое выплескивается, что говорит о том, что он есть. Я имею в виду между Москвой и Вашингтоном, уж не знаю, на каком уровне, но что-то такое происходит. Насколько действия скоординированы, это можно гадать, но, конечно, эти заявления Путина прежде всего адресованы Европе, европейской части НАТО. Потому что Соединенные Штаты демонстративно дистанцируются от этих союзников и партнеров, делая вид, что в данном вопросе они отдельно. Москва охотно этому, мне кажется, подыгрывает: вы отдельно, с вами у нас свой разговор, причем, может быть, очень продуктивный, а вот с ними разговоров, в общем-то, быть не может.

Белоусов также анонсировал внедрение электронных жетонов военнослужащих в 2026 году. Эксперимент уже проведен в группировках «Восток» и «Днепр». Более 90% раненых, эвакуированных с поле боя, спасают, подчеркнул Белоусов. Журналисты также обратили внимание на презентацию Минобороны — в ней в графе потерь ВСУ с начала спецоперации указано, что Украина потеряла почти 1,5 млн человек.