Законопроект о самозанятых в такси принят Госдумой в третьем и окончательном чтении. Его основные пункты сейчас разбирают участники отрасли. В целом они документ поддерживают, но не понимают, как будут работать некоторые положения.

Итак, главным новшеством в принятом законе стало введение квоты в 25% от общего числа автомобилей, имеющих регистрацию в конкретном регионе. Попавшие под эту квоту водители не обязаны выполнять требования закона о локализации. Другими словами, смогут таксовать на своей иномарке до 2033 года, не пересаживаясь на локализованные автомобили из списка Минпромторга. Два условия для попадания под квоту — владеть машиной более полугода и не сдавать ее в аренду третьим лицам. То есть требования довольно простые.

Водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi Егор Рябков выделяет другую поправку — о том, что автомобиль можно будет в случае чего легко вернуть в реестр такси:

Егор Рябков водитель такси, автор телеграм-канала Protaxi «Приняли поправку о том, что машина, которая единожды была в реестре, и если она оттуда по какой-то причине была исключена, ее снова можно будет туда вернуть. Эта поправка самая важная. Исключение машин из реестра происходит в случае, например, неоднократного нарушения перевозчиком. Например, он проехал по выделенной полосе без шашечек, без оранжевого фонаря, либо у него была проблема с путевой документацией, либо у него, например, на момент совершения заказа не был оформлен даже краткосрочный полис ОСАГО. Потом можно обратно в реестр машину поставить, без этих поправок это было невозможно. Вот это большое дело. Что касается квоты в 25%, то с учетом предыдущих поправок это уже не так важно. Это сыграет роль, когда у самозанятых машины начнут выходить из строя по причине старения или по причине ДТП. Насколько это эффективно — покажет время, потому что мы не знаем, с какой скоростью самозанятые начнут обновлять свой парк и будут ли это новые китайские автомобили или подержанные корейские».

Число самозанятых водителей в России, по разным оценкам, составляет от 540 тысяч до 1,5 млн человек. Большинство из этих водителей подрабатывают на личном транспорте, говорил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Каким образом вся эта масса будет умещаться в квоте на 25%, до конца неясно. Известно лишь, что информация о нераспределенном объеме квот будет появляться ежеквартально на официальных сайтах уполномоченных органов.

Утвердили депутаты еще одну меру — о том, что самозанятые и ИП в сфере такси получат разрешение на работу в регионе, где у них нет постоянной регистрации. Эту меру отрасль просила уже давно. Работать можно будет где угодно, по всей стране, говорит исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская:

— Очень много исследований в последнее время проводили, в том числе и мы сами. Важный момент, связанный с отменой обязательной регистрации в регионе, — получение разрешения простимулирует внутреннюю миграцию в России. То, о чем мы очень давно говорим, очень просили. И сейчас мы были услышаны.

— Возникает возражение у некоторых ваших коллег, которые говорят о том, что многие устремятся в центральные регионы, в Москву, в Петербург.

— Я думаю, что вряд ли так будет происходить. И так люди переезжают в любом случае, ищут, где лучшая экономическая ситуация. Но я не думаю, что повально именно после принятия данного момента люди будут переезжать между регионами только из-за этой меры.

— Все-таки эти 25%, они как будут высчитываться?

— Механизм расчета точный будет утвержден нормативно-правовыми актами чуть позже. Возможно, оттолкнутся от тех самозанятых, которые сейчас находятся в реестре, я предполагаю.

Теперь, после принятия поправок о самозанятых таксистах, отрасль ждет новой версии списка локализованных автомобилей от Минпромторга. Ведомство ранее подтверждало, что перечень не окончательный. Первая версия, которую кратко можно описать как «АвтоВАЗ» и парочка альтернатив», собрала от участников рынка довольно резкую критику.