Банки усилили проверки переводов из-за мошенничества
При попытке перевести крупную сумму кредитные организации могут приостановить операцию и уточнить данные получателя, поинтересоваться наличием родственных связей и целью перевода. Эксперты отмечают, что такие вопросы задаются только при подозрении на мошенничество
Читать на полной версииРоссийские банки интересуются родственными связями клиента при переводе денег. В связи с мошенническими атаками у клиентов стали запрашивать родственную связь с человеком, которому планируется отправить деньги, выяснило РИА Новости.
При желании перевести большую сумму операция блокируется, позже владельцу счета звонит сотрудник банка и задает ряд вопросов, среди которых полные данные человека и его родственная связь с клиентом банка. Кроме того, сотрудник банка уточняет, куда планируется потратить деньги, которые клиент собирается перевести.
Теоретически клиент может отказаться от услуг верификации со стороны банка, защищающего его от мошенников. Однако финансовая организация, скорее всего, все равно заморозит перевод и запросит некоторые действия, говорит председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов:
Виктор Достов председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «То, что банк заботится о безопасности клиентов, это нормальная история. Банк имеет такое право, я бы даже сказал, он обязан это делать. Другое дело, если банк начнет чрезмерно ограничивать круг платежей, например, лишать клиента возможности заплатить не близкому родственнику, а просто приятелю — вернуть долг или за что-то еще перевести деньги, это будет абсолютно неверно. В принципе, клиент может отказаться от процедуры верификации, но с большой вероятностью, чтобы разморозить счет, банк все равно потребует от него каких-то действий — прийти в офис или что-то еще сделать, согласно установленной банком процедуре».
Насколько распространена подобная практика идентификации и являются ли такие вопросы корректными? Отвечает MBA-профессор практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков:
Алексей Войлуков MBA-профессор практики по цифровым финансам РАНХиГС «Не совсем правильно преподнесен новостной фон, потому что напрямую банки не должны и не интересуются изначально целью совершения перевода. Если перевод обладает всеми нормальными признаками и попадает под то, что можно совершать в рамках закона и всех нормативных актов, то банк просто автоматом это переводит. Если же у банка есть подозрения, сомнения, и он обладает информацией, что перевод делается на счета, которые относятся к мошенникам, или деньги поступили от мошенников, или, может быть, по каким-то внешним признакам, которые в том числе устанавливает Центральный банк, есть сомнения в том, что перевод совершает сам человек, или есть подозрения, что он находится под влиянием третьих лиц, то тогда банк должен приостановить эту операцию. И, соответственно, служба безопасности уже должна связаться с самим человеком, чтобы выяснить, сам ли он проводит операцию, делает ли он это осознанно, есть ли цель или кто-то вводит его в заблуждение. В этом процессе, особенно когда есть серьезные основания полагать, что это действуют мошенники, могут задаваться разные вопросы, в том числе на тему, кому совершается перевод, родственники это или не родственники. Если это все-таки родственники, вполне перевод может быть осознанный, хотя и родственники тоже могут попасть под действия мошенников».
В Центробанке заявили, что банки проверяют все переводы на признаки мошенничества и приостанавливают подозрительные, чтобы снизить вероятность хищения денег. С 1 января вступает в силу новый список признаков мошеннических переводов. В частности, в него добавят смену номера телефона для входа в онлайн-банк и крупный перевод денег по СБП самому себе.