Пассажиры «Яндекс Такси» теперь будут получать ИИ-подсказки о заведениях, куда они едут
Подсказки будут появляться на экране заказа, когда пассажиры едут в ресторан, отель, парк, театр и другие заведения. Как отнеслись к новшеству рестораторы?
Читать на полной версии«Яндекс Go» запустил для пассажиров такси ИИ-подсказки о местах назначения. Представленная в приложении информация основана на комментариях о заведениях, оставленных на «Яндекс Картах».
Она появляется на экране заказа, когда пассажиры едут в ресторан, отель, парк, театр и другие заведения. Например, пользователю, который направляется в кафе, ИИ-помощник предлагает список знаковых блюд. Подсказки о точке назначения появляются у пользователей автоматически, если в маршруте указано название заведения. Для подробного анализа ИИ-модель считывает более 70 млн отзывов. Они проходят через классификатор, который проверяет грамматику и удаляет повторы. В итоге остается короткая подсказка до 100 символов.
Бизнес ФМ спросила у рестораторов, нужны ли такие ИИ-подсказки и насколько они показательны?
Кирилл Мартыненко — управляющий партнер и шеф-повар сети ресторанов «Торро гриль» и Boston Seafood & Bar
«У меня двоякое чувство к этому, потому что я понимаю, что это, скорее всего, будет рассчитано все-таки на гостей столицы, на туристов. Потому что москвичи, когда идут в ресторан, идут совершенно в конкретный ресторан, они не просто говорят, давай сядем в такси и поедем, куда привезет нас по рекомендации водитель. Я не вижу никакого негатива в этом, но мне кажется почему-то, что это немножко бесполезная функция. Обычно все-таки мы, когда в ресторан идем, мы идем совершенно осознанным выбором. Я не думаю, что здесь очень сильно может это навредить репутации, потому что если у ресторана хорошая репутация, чаще всего количество положительных отзывов всегда было гораздо больше, чем негативных. Мы вообще заметили — обычно гости, когда им хорошо, ничего не пишут. То есть они просто уходят с хорошим настроением, а пишут чаще всего те, кому что-то не понравилось. Поэтому, наверное, если говорить в целом о том, как ИИ собирает статистику, — если он просто тупо собирает все отзывы, их обрабатывает и выкладывает какие-то рекомендации, я просто думаю, что это будет не очень объективно. Люди ровно такую же ошибку, я думаю, могут сделать, если они будут делать вручную просто. Искусственный интеллект тоже на какой-то базе основан все равно».
***
Михаил Гусейнов — директор сети кофеен «Чайникофф» в Петербурге:
«Яндекс» — это наша гордость. Они придумывают всем новые вещи. Самое главное то, чтобы не получилось, что потом за это будут брать деньги из несчастных рестораторов, которые и так еле-еле работают. Если это сервис для гостя, конечно, это отличная идея. Эта функция, как и многие другие функции, дает человеку выбор, хочешь — почитай отзывы, хочешь — не почитай. Как навигатор — можно ехать по навигатору и объезжать пробки. А хочешь — езжай просто как знаешь. У нас отзывы хорошие, близки к «пятерке». Я думаю, что люди будут рады, что они едут в заведение, где все хорошо, с одной стороны. С другой стороны, у нас кофейня. Наши люди в булочную на такси не ездят, и в кофейню, мне кажется, на такси откуда-то издалека особо не ездят. Люди едут просто рядом, локальный очень спрос, или находятся рядом, или проходят мимо, или там работают, живут рядом. Вряд ли кто-то будет ехать издалека в кофейню. В ресторан, наверное, больше. Я считаю, что ничего плохого, только плюс. Я минусов не вижу никаких».
***
Дмитрий Азаров — совладелец сети ресторанов «Сыроварня»
«Я думаю, что чем больше информации человек может узнать о месте, куда он собирается, тем более правильный выбор он сделает. И, наверное, это будет помогать оценивать качество ресторанов правильно, и, может быть, конкуренцию усиливать. Наверное, это спровоцирует новую волну отзывов положительных, сделанных ботами. Но, с другой стороны, рынок как-то отрегулирует это. Я думаю, что бояться ничего не надо. Ну, как правило, чаще оставляют отрицательные отзывы больше, чем положительные. Это факт, когда не понравилось, люди хотят поделиться или обозначиться, но все равно отзывы дают какую-то картину. Так или иначе, если более пристально смотреть, как правило, и отзывы ботов можно отличить. Они более какие-то, так сказать, механические. Люди пишут о каких-то конкретных вещах. Фактически люди уже не сами делают выбор часто, а делают за них выбор, они только ориентируются на результаты, идут туда, куда им подсказывают. Наверное, это неизбежно все равно».
***
Сергей Миронов — омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо & рыба»
— Это просто укорачивает путь. Вы также можете заехать в любой ресторан, зайти в «Яндекс» и посмотреть отзывы. Можете зайти в любой ресторан, посмотреть меню сегодня, меню любого ресторана есть в интернете. Тут я пока вижу просто такой укороченный путь, как посмотреть ресторан. Лично для меня как для пользователя пока преимуществ не видно.
— Некоторые ваши коллеги предполагают, что это для иностранцев делается в первую очередь, которые не знакомы с московскими ресторанами.
— Но если я выбрал конкретный ресторан, если я уже выбрал, еду в него, то, конечно, я зайду на его сайт, рассмотрю, что это за ресторан. Ну, может быть, я просто до конца не понимаю самого замысла, но это упрощает, наверное, возможность найти ресторан в интернете. Я не очень представляю людей, для кого это сложность. Отзывы, безусловно, влияют, и многие смотрят отзывы и потом решают, идти или не идти. Я сталкиваюсь и с хорошими отзывами. А бывает отзыв — человек пригласил хостес на свидание. Хостес отказала, он поставил единицу, написал гадость, зачастую такое бывает, очень часто отзыв бывает крайне субъективным.
По данным «Яндекс Go», чаще всего пассажиры вводят именно названия мест, а не адрес. Подобные поездки составляют около четверти от общего числа заказов в месяц. Каждую неделю в базу данных «Яндекс Карт» добавляется около 30 тысяч новых отзывов.