Центробанк обновил список признаков мошенничества. По этим признакам банки имеют право заблокировать транзакции до выяснения обстоятельств. Теперь признаков не шесть, а 12. Старые продолжают работать, но добавились новые. Они заработают с 1 января.

Один из признаков — перевод денег человеку, с которым ни разу за последние полгода не было контактов, при условии, что за последние сутки был перевод самому себе из другого банка через СБП на сумму более 200 тысяч рублей. Еще один признак — за двое суток до перевода произошла смена номера телефона в онлайн-банке или на «Госуслугах», а на устройстве клиента обнаружено вредоносное ПО, изменение операционной системы или провайдера связи.

Еще один примечательный признак — попытка внесения наличных на счет человека с использованием токенизированной (цифровой) карты через банкомат, если владелец этого счета за последние 24 часа совершил трансграничный перевод на сумму больше 100 тысяч рублей. Признаки оценивает гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев:

Павел Самиев гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» «Я думаю, что можно судить об эффективности таких мер только после определенного периода, как это будет действовать и как банки будут выявлять по таким признакам. Естественно, что все это будет делаться искусственным интеллектом, автоматизированно, и эти признаки должны быть действительно такими, которые не характерны для операций, не связанных с мошенничеством. То есть понятно, что под характеристики мошеннической операции могут подпадать и нормальные транзакции, которые к этому не имеют отношения, но лучше все-таки предотвратить мошенничество, чем подозревать чистую операцию. Перечисленные признаки действительно часто сопутствуют как раз мошенническим действиям, когда человек под давлением, под влиянием мошенников начинает совершать такие действия и транзакции такого рода, они действительно характерны для таких ситуаций. И это бывает гораздо чаще, чем если человек сам по какой-то причине делает соответствующую операцию с такими признаками, опять же не связанными никак с давлением или действиями мошенников. Эффективность действительно в таких случаях есть, потому что позволяет затормозить операцию, блокировать ее. Мошенники же ведь прежде всего основываются на том, что контактируют с человеком, не давая ему опомниться, он совершает транзакции зачастую необдуманно и не отдавая себе отчет в том, что вообще происходит. Если ему дать паузу, если он поговорит, в том числе реально с банком или с кем-то, кто может ему дать информацию, что очень похоже на то, что его пытаются обмануть, то он, вероятно, и не станет совершать соответствующие действия. Меры, которые были чуть раньше предложены и которые в итоге были скорректированы, частично отменены, потому что оказались чересчур жесткими и как раз не так прямо связанными с признаками мошенничества. Это когда, например, блокировка какой-то суммы, которая переводится из другого банка со своего счета на свой же счет в банке, то это действительно частая операция, она чаще связана не с мошенничеством. Такие критерии, конечно, неэффективны и чрезмерные, но из предложенного нового списка, в принципе, я думаю, что в основном все действительно будет релевантно и эффективно».

Многие из этих признаков банки уже учитывают и замораживают транзакции. ЦБ привел свои требования к единому формату. Но их еще могут скорректировать, говорит директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:

Вячеслав Путиловский младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Они появились, скорее всего, исходя из оценки опыта дропперов, которые успешно провели свои операции. И изучение того, какие признаки предшествовали этим операциям, стали основой для создания этих признаков, которые уже записаны в законе или в инструкциях. Грубо говоря, эта информация написана кровью тех людей, у которых украли деньги. Теперь дальше возникает вопрос: а насколько применимы эти основания для блокировок в боевой эксплуатации? Здесь прямого опыта нет, потому что сейчас будет проверка в боевой эксплуатации этих признаков. Если они будут создавать слишком большие трудности для банков или слишком большие неудобства для клиентов, то, скорее всего, их как-то будут менять. Потому что это может вызвать потерю клиента, у которого один-два раза заблокировали важный для него платеж, что может, например, привести к утрате выгоды, к несовершению выгодной покупки, к штрафным санкциям со стороны продавца, когда ему не заплатили вовремя из-за блокировки».

Среди других признаков мошенничества, которые выделяет ЦБ: при бесконтактной операции в банкомате время обмена данными между банковской картой и банкоматом превышает норму, установленную НСПК. Либо если НСПК проинформировала банк о риске мошенничества при совершении перевода. Наконец, еще один признак — сведения о получателе денег содержатся в государственной информсистеме противодействия правонарушениям.