Спрос на живые ели для новогоднего украшения домов в этом году стал рекордным. Особенной популярны отечественные деревья — продажи российских живых елей на Wildberries взлетели на 400%, тогда как импортных — более чем 200%, передает «Ъ-Review». По оценке Россельхозбанка, из 500 тысяч проданных деревьев около 70% — российские, выращенные в основном в Сибири и Поволжье. Лидером по предпочтениям среди россиян остается ель. Ее доля на рынке превышает 50%. Сосну предпочитают больше трети жителей России, а пихту — 10%.

По данным РСХБ, популярен и экотренд — спрос на елки в горшках и лапник вырос в 1,5 раза в этом году.

Предпраздничный ажиотаж в поисках главного новогоднего символа и предпочтения россиян комментирует коммерческий директор компании «Живая Елка» Сергей Шабетник:

— Елки стали покупать активней. Наконец-таки все вспомнили, что скоро Новый год, и продажи пошли так, как и должны были идти. Чуть-чуть был спад за счет того, что было тепло, все-таки + 15, народ не активно покупает елки, но сейчас люди активизировались и продажи идут прямо утроено. У нас нет сосны, ели, у нас идет пихта Нордмана, пихта Фрайзера. Двухметровая елка Нордмана стоит 15-20 тысяч. Фрайзера чуть-чуть дешевле, процентов на 15, но она так же хороша, как и Нордмана, просто Фрайзера берут только из-за того, что она поуже идет, чем Нордмана, у кого Норман не влезает.

— Лапник и веточки есть ли в наличии?

— Лапник да, пять килограммов 4 тысячи рублей.

— Более мелким объемом нельзя?

— Наша компания не торгует.

— Я заметил, что никто не торгует, честно говоря. Я был и на Рижском рынке, и на елочном базаре, где только не был. Почему так?

— Иностранные поставщики его продают по пять килограммов. Ну зачем его фасовать? Просто там мелких веток получается больше, крупных меньше. Ну а зачем это делить? Нормальная композиция так и получается. То есть из пяти килограммов что-то можно достойное слепить.

— Хвойники в горшке?

— Мы уже все их продали.

— Ничего себе. Хорошо идут?

— Да.

— В какую цену?

— По-разному, потому что у нас хвойники все сортовые. У нас были в этом году все российские, то есть все было предназначено для посадки. Уже все клиенты все елки в горшках, все раскупили. Елки, сосны, кедры, все продалось.

— Про отечественные елки хотели бы еще уточнить. По оценке Россельхозбанка, 70% хвойных деревьев, или порядка 350 тысяч в штуках, будут российскими, которые выращены в основном в Сибири и Поволжье. Вы с чем связываете такой рекордный спрос на российские елки в этом году?

— Кто-то выбирает сегмент подешевле, это как раз таки российские елки и идут. Импорт за счет цены и таможни, импорт дороже. Он был всегда дороже, но у каждого свои клиенты. Закупка идет в рублях, а не в евро, поэтому отечественный товар дешевле. Качество не то, отечественных влезает больше тысячи штук в машину, а импортных максимум 400-500.

— А у вас статистика повторяется, 70% российских елок?

— У нас 100% сруба идет импортного.

— А есть понимание, год от года отечественных больше становится?

— Здесь сложно судить, потому что наша ниша — это все-таки импорт. У нас отечественный товар — это только высокие елки. Елки высокие, елки в комах — это отечественные. Клиент, который ставил импортную елку и который ездил на Mercedes, он так же будет ездить на Mercedes. Она ненамного подорожала. То есть исходя из того, что насколько растут зарплаты и насколько растут доходы, все-таки остается все на тех же уровнях.

Между тем, согласно опросу финтех-компании «ЮMoney», почти треть россиян по-прежнему покупают новогодние хвойники на елочном базаре, а к услугам маркетплейсов обращаются лишь 23% жителей России, пишет «Ъ».

Но даже тщательный обход елочных ярмарок не гарантирует успеха в поисках нужного варианта, рассказал продюсер Бизнес ФМ Рамиль Киселев:

Рамиль Киселев продюсер Бизнес ФМ «Буквально через несколько дней после официального открытия елочных базаров в городе я решил прикупить домой лапник елки, делал это в конце рабочего дня. Согласно сайту Zima mos.ru, в шаговой доступности от рабочего офиса должны были быть три точки, я обошел их. Фактически работала только одна, две же другие не то что не работали, они физически отсутствовали. Опрос местных жителей и работников магазинов поблизости показал, что елочной ярмарки на месте не было вообще. Вторая точка в центре города оказалась и вовсе на закрытой и охраняемой жилой территории, никакого елочного базара не проглядывалось через забор тоже. Единственная работающая точка оказалась на Тишинской площади, местные говорят, что эта точка старейшая, работает каждые новогодние каникулы уже много лет, более того, она круглосуточная. Рядом с огороженным развалом в машине сидит сотрудник в спецодежде, по первой просьбе вышел, открыл калитку, рассказал об ассортименте. Правда, нужная позиция меня совсем не устроила, лапник не то из ели, не то из сосны, тут продавец несколько путался в характеристиках. Совершенно куцая, очень бедненькая связка веточек за 1200 рублей. 20 декабря, в день открытия елочных базаров в Москве, лапник на ярмарках в Зеленограде, как анонсировали местные СМИ, стоили дешевле: еловый за 600 рублей, пихтовый за 800 рублей. Альтернативой может быть покупка и елочки, и лапника в крупных гипермаркетах. Правда, по советам сотрудников, для вызова продавца из здания магазина, на упаковку, оформление заказа нужно закладывать не менее получаса. Лично я по итогам вечерних скитаний и в гипермаркетах, и по ярмаркам обошелся покупкой ароматического спрея для опрыскивания искусственной елки, которая у меня дома и так была. Так называемый интерьерный спрей за 230 рублей. К слову сказать, позиция, которая расходится очень быстро, мне ее удалось купить только со второго раза. Вещь совершенно замечательная, пахнет натуральным смолистым запахом, ровно как новогодняя елочка в детстве».

Продажи украшений на онлайн-площадках тоже бьют рекорды. Количество предложений на Ozon за десять месяцев этого года выросло в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, рассказал маркетплейс «Ъ-Review».

Wildberries отмечает, что в моде стеклянные ретроигрушки, советская классика и символ года — лошадь. Покупатели стали готовиться к празднику раньше — каждый пятый начал украшать дом уже в ноябре, что расширило новогодний сезон продаж.