Рейтинг худших вузов: как его составить и какие проблемы этим решить?
Выявить сто худших образовательных учреждений России предложил президент на сегодняшнем заседании Госсовета. Такой рейтинг, по словам президента, нужен для оказания помощи вузам и общего улучшения качества образования. Каковы могут быть плюсы и минусы его составления для конкретных вузов?
Читать на полной версииКак в России будут выявлять 100 худших образовательных учреждений? Идею создать такой «антирейтинг» предложил президент Путин в ходе заседания Госсовета по вопросам подготовки кадров. Это нужно для того, чтобы оказать помощь образовательным организациям с худшими показателями и чтобы улучшить качество образования по всей стране.
Какие критерии могут быть у этого «антирейтинга» и какие риски он может в себе нести?
Как заявил Владимир Путин, сейчас перед системой образования стоит цель — не допустить разделения между «интеллектуальными элитами» и «людьми-автоматами», которые умеют только нажимать на кнопки. Качество образования нужно улучшать по всей России, а кадровые вопросы являются фундаментальными для развития страны.
В ходе заседания президент отметил, что Минтруд России подготовил рейтинг, который демонстрирует уровень трудоустройства выпускников и размер их заработной платы. Владимир Путин предложил, чтобы каждый год определялись 100 образовательных учреждений с худшими результатами по этим показателям.
Таким организациям нужно помогать и совместно с региональными властями формировать и реализовывать программы их оздоровления или реорганизации. Владимир Путин подчеркнул, что этим обязательно надо заняться, так как, цитата, «никакого болота у нас здесь не должно быть».
Рейтинг будет отдельно для вузов и отдельно для колледжей, считает директор — организатор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор технических наук Евгений Котельников:
Евгений Котельников директор — организатор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт–Петербурге, доктор технических наук «Президент говорил о качестве подготовки в системе профессионального образования, включая как высшее профессиональное образование, то есть вузы, так и среднее, то есть колледжи и техникумы. Полагаю, что будущий рейтинг, как и нынешний, будет отдельно по вузам, отдельно по колледжам и техникумам. Но, конечно, хотелось бы, чтобы учитывались не только показатели трудоустройства, но и другие критерии качества работы образовательных организаций. Например, для вузов важна научная составляющая, количество и уровень публикации, гранты, подготовка будущих ученых в аспирантуре».
Всего в России насчитывается более 1000 вузов, а программы среднего профессионального образования реализуют около 3,2 тысячи колледжей и техникумов.
Каким образом образовательным учреждениям с плохими показателями можно оказать поддержку? Рассуждает первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин:
Олег Смолин первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию, член фракции КПРФ «Если у колледжей и вузов неважные показатели трудоустройства, то им действительно нужно помогать, с моей точки зрения, но ни в коем случае не, что называется, душить. Я думаю, что у нас такой дефицит кадров, что путем массового закрытия учебных заведений мы кадры лучше не подготовим. А вот помочь тем, у кого не лучшие рейтинги, наверняка можно, может быть, например, установив связи между ними и теми, у кого показатели трудоустройства самые лучшие. Конечно, это не очень просто, это сложнее, чем считать баллы ЕГЭ, но это гораздо более правильно».
О возможных рисках создания «антирейтинга» учебных заведений говорит ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ Яков Якубович:
Яков Якубович ведущий эксперт Института фундаментальных проблем социогуманитарных наук, руководитель проектного офиса «Обучение служением» НИЯУ МИФИ «Первый главный риск — это подмена сути этой инициативы простой отчетностью, есть большая вероятность, что вместо реального улучшения вузы начнут играть в цифры, подгонять показатели трудоустройства, формально выполнять требования, лишь бы только не попасть в этот антирейтинг. Второй риск — это валовые критерии, если оценивать, условно, медицинские и технические вузы только по средней зарплате выпускников, мы потеряем уникальные, но необходимые стране программы, качество гуманитарного образования или фундаментальной науки так просто в цифры не уложишь. Ну и третий риск это стигма, сам ярлык «худший» может добить вуз. Абитуриенты просто-напросто отвернутся, лучшие преподаватели уйдут, контрольные цифры приема практически будут обнулены, и вместо обещанной помощи мы получим закрытие, что не решит кадровую проблему в регионе».
Президент в ходе заседания также указал, что сейчас безработица находится на исторически низком уровне, — показатель составляет 2,2%.
Однако сейчас на рынке труда наблюдается дефицит свободной рабочей силы, из-за чего и уделяется такое внимание процессу подготовки кадров. По отдельным секторам экономики, особенно в производстве, спрос на квалифицированных специалистов многократно превышает предложение, отметил президент.