Обновлено в 18:20

Минпросвещения направило в регионы инструкцию для школ на случай конфликтов учителей и учеников. Документ вводит четкий алгоритм из пяти этапов — от первичного сбора фактов до привлечения специальных комиссий и полиции при необходимости. На каждую стадию отводится от одного до трех дней.

Начинать стоит с информирования руководства школы о конфликте. Далее опрашиваются участники, устанавливаются виновные. Если решить ситуацию не выходит, к вопросу должна подключиться комиссия по урегулированию споров. Она должна быть в каждой школе и в каждом вузе.

В ведомстве советуют знакомить учеников и педагогов с правовой сферой, защищать честь преподавателей и обращаться к психологическому сопровождению. Кроме того, руководство школы должно пресекать в коллективе интриги, сплетни, лицемерие. Как учителя относятся к этой инициативе и поможет ли она пресекать конфликты в учебных заведениях? Бизнес ФМ спросила школьных учителей:

Дмитрий Лутовинов, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево

«Я состою в совете по защите чести и достоинства педагогических работников, поэтому я отчасти принимал участие в рассмотрении этих документов. Здесь мы больше говорим о том, что мы фокусируем внимание на проблеме, вот что важно. Конечно, мера уже давно назрела. Я считаю, что это только начало, потому что волшебной пилюли, чтобы не стало конфликтов, не бывает, к сожалению, но инструкция, на мой взгляд, необходима. Мы детей всегда учим, как действовать при пожаре. Набрал 112, спички детям не игрушка. В школах постоянно проходят тренировочные эвакуации. Это важно. А вот инструкции, что делать, если у тебя ЧП произошло прямо на уроке, нет. Поэтому я понимаю, что в одночасье глобальную проблему один документ не решит. Здесь необходим комплекс мер. Но самое главное, что уже сейчас происходит, это то, что мы фокусируем на этом внимание. Нам действительно важно сфокусироваться на этой проблеме и самим научиться реагировать для того, чтобы охлаждать конфликтную ситуацию. Принятие инструкций не поможет, если мы не будем их отрабатывать. Здесь должен помочь и школьный психолог, и социально-психологическая служба, которая поможет учителям понять, как действовать в критической ситуации. Очень важно быть внимательными. Не всегда, к сожалению, мы можем предотвратить все конфликтные ситуации, но часто классный руководитель, родитель замечают нестандартное поведение ребенка, длительные периоды негативных реакций и прочее. Вот мы на это должны очень сильно реагировать — просвещение кризисной педагогики, педагогики отношений. Это один из шагов, в сторону которых мы должны двигаться. Я думаю, что те меры, которые есть сейчас, это только начало для того, чтобы права педагогов действительно закрепить и защитить законодательно».

***

Евгений, преподаватель одной из московских школ

— На данный момент в школах и институтах есть ответственные за воспитание. Как правило, дети вообще не знают, кто этот соцпедагог, и какой-нибудь человек придет, посмотрит, не будет доверия. Или это нужно начинать плотно со средней школы, с пятого класса, чтобы они хотя бы понимали, с кем взаимодействуют. Получается, что эта система сейчас есть, но она просто не оправдала себя. И, по сути, что происходит: они создают новых козлов отпущения, добавятся вакансии в образовательных учреждениях, которые будут заниматься целенаправленно этим. Но эти люди уже есть. Я уверен, что те люди, которые сейчас занимают эти должности, для них будет написано новое название, и все. Это будет та же самая комиссия из тех из самых людей, просто чуть-чуть на другом уровне, потому что у них будет несколько больше выходов на различного рода комиссии по разрешению споров с несовершеннолетними и с педагогами, со взрослыми.

— Нет ли ощущения, что это похоже на формальность и бумажную волокиту?

— Я думаю, что так и есть и никто палец о палец не ударит. На бумаге будет все новое, а вся система будет работать по-старому. Я думаю, что в наших реалиях мы не убежим никуда от этих возникающих ситуаций. Поэтому я не вижу пути решения, только вернуться в Советский Союз. Менять систему образования Советского Союза. Ну это нереально тоже.

***

Денис Подкопаев, учитель словесности в школе «Золотое сечение»

«Пресекать эта инструкция как раз ничего не должна, вся ее основная часть — это дорожная карта реагирования образовательной организации на зарегистрированный или уж совсем очевидный всем конфликт. У этой инструкции есть конкретный адресат — директор школы, и, строго говоря, лишний раз напомнить ему какие-то прописные истины этики управления, задать рамку элементарных действий — не лишнее. И вот пока у директора нет условного норматива уладить в соответствии с данной инструкцией определенное количество конфликтов в учебном году, беспокоиться особо не о чем. Да, инструкция типовая, она и не должна учитывать особенности жизни отдельно взятой школы. Ощущение формальности бумажной волокиты, как вы говорите, возникает от того, что в достаточно сложной природе конфликта между людьми задается очень простая рамка: прими заявление, за девять дней разберись в ситуации, вынеси решение. Вопрос, насколько часто совершается первый шаг, по каким сигналам участники образовательных отношений распознают конфликт, буллинг, несправедливость, начало агрессивного поведения? В инструкции говорится о том, что к диалогу с участниками конфликта при необходимости подключаются службы медиации и психолог. С моей точки зрения, это должно быть априорным базовым условием».

Регламент приняли на фоне участившихся конфликтов в учебных заведениях. 16 декабря девятиклассник в подмосковной школе в Одинцове убил ученика четвертого класса и ранил охранника. По данным СМИ, целью подростка была учительница. 15 декабря ученик ранил преподавательницу в одной из школ Петербурга, оба остались живы.