Невыносимая (и необъяснимая) стойкость рубля
В минувшем году российская валюта не только не упала, как ожидали многие, но и заметно подорожала к доллару, евро и юаню. О возможных причинах и последствиях рассказывает Бизнес ФМ
Читать на полной версииВернемся на 12 месяцев назад, когда доллар стоил 110 рублей. Это было самое высокое значение, дальше курс доллара только снижался с одним небольшим локальным отскоком вверх в сентябре. Процесс начался сразу после январских праздников, и только за один месяц — февраль прошлого года — рубль укрепился на 9%.
Когда американская валюта опустилась ниже 90 рублей, многие думали, что это ненадолго. Продолжает главный экономист «Т-Инвестиций» Софья Донец:
Рубль начинает 2026 год на отметке примерно 77 рублей за доллар, это ниже, чем было до 22 февраля 2022 года. И это явно не то, на что рассчитывали те, кто покупал американскую валюту после начала спецоперации.
Как пишет Bloomberg, за последние 12 месяцев рубль укрепился к доллару на 45%. По данным агентства, российская валюта вошла в пятерку самых доходных мировых активов, уступив только платине, серебру, палладию и золоту. Ключевым фактором поддержки рубля Bloomberg называет снижение спроса на иностранную валюту из-за санкций. Повлияла также и высокая ключевая ставка ЦБ, что положительно сказалось на доходности рублевых активов, а значит, на их популярности у инвесторов.
Не очень понятно, как аналитики Bloomberg пришли к выводу о 45-процентном укреплении рубля. Если, например, считать по курсу Forex, то получается, что рубль к доллару окреп только на 30%. На самом деле все эти подсчеты весьма условные, потому что рыночного курса доллара, на который можно ориентироваться, теперь не существует. О курсе доллара в интервью Бизнес ФМ на полях инвестиционного форума «Россия зовет» рассказывал глава ВТБ Андрей Костин:
Андрей Костин: Рынка нет, вот в чем дело. Где рынок? Раньше была биржа.
Бизнес ФМ: Ну, юань как минимум биржевой.
Андрей Костин: Так юань китайцами регулируется. У нас валюты, такие как юань или рупия, не являются свободными.
Бизнес ФМ: Курс рубля сейчас регулируют китайские регуляторы?
Андрей Костин: Понимаете, в том-то и дело. А с долларом я даже не пойму, да, есть какие-то транзакции банковские, какие-то расчеты... У нас нет сегодня рынка для этого. У нас доллар этот действительно никому не нужен, все боятся. Население боится, что там американцы поменяют, компании боятся, что их заморозят тоже. Нет сегодня этого рынка, и в этом плане, может быть, и нам следует подумать о каких-то других способах установления курса рубля к доллару, от чего у нас зависит бюджет, в частности. Но мы продолжаем как последователи лучших либеральных экономических теорий искать свободный рынок, а вот нет рынка. Нам запретили торговать долларами, нам запретили рассчитываться в евро, но мы пытаемся какой-то установить курс рыночный, который сегодня отсутствует.
Рубль подорожал не только к доллару, но также к юаню (на 20%) и к турецкой лире (на 35%). Причем курсы двух последних валют можно назвать рыночными: они устанавливаются по итогам торгов на Мосбирже. То есть это не аномалия в паре рубль-доллар, вызванная непрозрачным курсообразованием: российская валюта действительно подорожала по итогам прошлого года. А вот толком объяснить это не может никто.
Для экспортеров и, как следствие, для российского бюджета крепкий рубль — это не очень хорошо, особенно в условиях снижения мировых цен на сырьевые товары. За 11 месяцев 2025-го нефтегазовые поступления в бюджет упали на 23% год к году. И поскольку дополнительных доходов от экспорта сырья не было, а расходы, наоборот, увеличивались, Минфин продавал валюту согласно бюджетному правилу. Что, кстати, тоже могло поддержать рубль.
На протяжении всего прошлого года мы слышали заявления от крупного бизнеса — а это основные российские экспортеры — о том, какой курс доллара нужен экономике: 90 рублей за доллар, а лучше 100 рублей за доллар. По факту такой курс, причем очень недолго, был только в начале 2025-го.
На традиционной встрече президента с бизнесом в конце декабря представители делового сообщества попросили обеспечить более прогнозируемый курс рубля в следующем году. Как подчеркнул глава РСПП Александр Шохин, предприятиям сложно работать в условиях, когда у них нет понимания по поводу курса национальной валюты. Он напомнил, что в начале 2025 года власти и эксперты ожидали курса доллара на уровне 95-100 рублей, а получилось намного ниже.
Для импортеров, как считается, крепкий рубль — это, наоборот, хорошо. Но на самом деле намного большее значение имеет предсказуемость курса. Продолжает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
А вот для малого и микробизнеса крепкий рубль — это неплохо. Такое мнение высказал руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф» Алексей Петропольский:
Нельзя сказать, что власти ничего не делали, чтобы замедлить укрепление рубля и развернуть тренд: например, отменили обязательную продажу валютной выручки. ЦБ снял все ограничения на переводы за границу. Да и ключевая ставка за прошедшие 12 месяцев снизилась с 21% до 16%. Но этого, очевидно, оказалось недостаточно, чтобы рубль подешевел. И в следующем году, по крайней мере в первом полугодии, ждать заметного ослабления российской валюты тоже не стоит. Так считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:
А еще не стоит забывать, что на курс рубля влияет геополитика, однако учесть это в прогнозах очень сложно. Может, прогнозы, которые есть сейчас, через два или три месяца будут уже неактуальны. 100% уверенности в этом нет, но исключать такое полностью тоже нельзя.