Президент США в принадлежащей ему соцсети Truth Social написал, что Венесуэла теперь не будет давать Кубе нефть, назвав кубинцев «бандитами и вымогателями».

«Я настоятельно рекомендую им заключить сделку, пока не поздно», — написал Трамп. Кто станет следующей жертвой Трампа?

Вряд ли Трамп собирается устроить вторжение на Кубу, как пыталось сделать ЦРУ еще при президенте Кеннеди. Кончилась та операция в Заливе свиней, как известно, позорно. Правда, нынче на Кубе нет Фиделя Кастро, а Москва вряд ли станет устраивать из-за Острова свободы новый Карибский кризис. Достаточно Украины.

Трамп сначала посмотрит на эффект от лишения Кубы венесуэльской нефти, но вряд ли оставит ее полностью в покое. К тому же смена кубинского режима может стать личным проектом госсекретаря Рубио, сына эмигрантов с острова. Особенно если он рассчитывает стать преемником Трампа в Белом доме.

Менее чем за год второго президентства Трамп превратился в самостоятельный и не вполне предсказуемый фактор международной политики. Такая персонифицированная многополярность получилась. Европейские союзники так и вовсе пребывают в перманентном стрессе от его выкрутасов. Мало того что, по мнению Европы, он может заключить сделку с Путиным по Украине, оставив европейцев разруливать этот кризис без решающей помощи Америки, так он еще и вновь вспомнил про Гренландию, хотя на время показалось, что забыл. Трамп заявил, что установление контроля над Гренландией — это лишь вопрос времени и способа. Потому что, мол, иначе «Россия или Китай ее захватят». Попутно поставил под сомнение суверенитет Дании над островом: «Тот факт, что 500 лет назад там высадился датский корабль, не означает, что они владеют этой землей». На деле Дания контролирует Гренландию лишь около 300 лет, а в 1916 году США официально признали ее интересы на острове в обмен на датские острова Вест-Индии, которые стали Виргинскими островами США.

Теперь же для начала госсекретарь Рубио проведет переговоры со своим датским коллегой. Объявления войны не предполагается. Однако европейские СМИ распространяют страшилки насчет возможного применения военной силы. Британские таблоиды рассуждают о возможности отправки на остров европейского контингента, а также введения санкций против США, в том числе против банков и IT-гигантов. Есть и совсем апокалиптические сценарии насчет развала НАТО. Которые, несмотря на их бредовость, становятся самостоятельным фактором мировой политики, окончательно превращая ее в балаган в стиле нуар, которым пытается режиссировать не вполне вменяемый конферансье. Более реалистичным вариантом может стать сначала референдум в Гренландии о независимости, за которую выступают почти две трети жителей острова, а затем уже прямой денежный подкуп жителей за счет США. Впрочем, и на это президентского срока Трампа может не хватить, и все кончится лишь медийным хайпом.

В порыве паники европейцы даже, говорят, разрабатывают план более полного допуска США в Гренландию в обмен на усиленные американские гарантии безопасности Украине. Но что такое «более полный доступ», никто не точно сформулировать не может. В годы холодной войны в Гренландии были размещены около 10 тысяч американских военных. Сейчас — не более 200. Дания уже и согласна на увеличение военного присутствия США. Только не надо карту перекраивать. Но Трампу надо все и сразу.

На фоне публикаций СМИ на тему «войны за Гренландское наследство» вновь возбудились в Канаде. Мол, Трамп теперь вспомнит про свои притязания на нее. Каковая тревожность дает повод местным политикам риторически блистать на тему отражения американской агрессии и патриотизма в целом. Хотя всерьез в возможность американского вторжения поверит даже далеко не всякий сумасшедший. Впрочем, для оживления скучноватой информационной картины сюжет сгодится. Заодно военные проталкивают бюджетный план по созданию 100-тысячного контингента резервистов в добавление к такой же регулярной армии. А то и 300-тысячного.

Не оставляет Трамп вниманием и южного соседа — Мексику. Дескать, там реальную власть взяли наркокартели, посему может потребоваться наземная операция. На этом фоне Украина стала лишь одним из сюжетов, но и там президент США наметил новый ход, поддержав, как то уверяет сенатор Линдси Грэм*, законопроект, дающий ему право вводить 500-процентные пошлины против стран, торгующих с Россией. Зато, когда Трампа спросили, стал бы он проводить операцию по поимке Путина, как сделал с Мадуро, Трамп ответил, что «это не понадобится». И на том, как говорится, спасибо.

Но и это еще не все. Американские СМИ сообщают о проработке возможности военных ударов по Ирану, конкретно по объектам Корпуса стражей Исламской революции, главного оплота режима аятолл, на фоне массовых протестов в стране. Трамп успел пообещать иранцам помощь, написав в Truth Social: «Иран стремится к свободе, возможно, как никогда раньше. США готовы помочь».

Недавно он заявил, что единственным ограничением его власти является «собственная мораль и собственный разум». Звучит как самодостаточная внешнеполитическая доктрина. Хотя пугающая. Но чего только не сделаешь, чтобы все забыли про скандальные файлы покойного педофила и сутенера Эпштейна, с которым Трамп был знаком во времена, когда он активничал отнюдь не по внешнеполитической части.

* Внесен в список террористов и экстремистов