Трамп угрожает Ирану и его партнерам. Комментарий Георгия Бовта
Президент США поддерживает иранских протестующих и осуждает действия официального Тегерана. Под новые объявленные пошлины США попадают в том числе Китай, ОАЭ, Турция, Ирак и Индия. Зачем Трамп пошел на этот невыгодный для себя шаг?
Читать на полной версииНа фоне продолжающихся массовых протестов в Иране президент США усиливает давление на эту страну. Дональд Трамп ввел 25-процентные пошлины на экспорт в США из тех стран, которые ведут бизнес с Ираном. Также запрещены все контакты с иранскими официальными лицами. Трамп напрямую обратился к протестующим, заявив, что «помощь уже в пути». Американские СМИ в том числе не исключают военных ударов. Сам президент США отметил, намерен оказать разного рода помощь, в том числе экономическую. Госсекретарь Марко Рубио на закрытых совещаниях в последние дни заявлял, что на данном этапе США рассматривают невоенные меры для помощи протестующим в Иране, пишет корреспондент Axios Барак Равид со ссылкой на источники. Как может развиваться ситуация?
Массовые протесты в Иране продолжаются. Власти по привычке главными причинами объявляют происки Израиля и США и действуют самыми жестокими методами, подключив свою главную опору — Корпус стражей исламской революции, который стреляет по демонстрантам на поражение. Число жертв называют от 600 человек до нескольких тысяч. Интернет отключен. Власти успели прийти в себя и организуют ответные демонстрации лоялистов. Действия протестантов при этом остаются эмоциональными на грани отчаяния, но и хаотичными. Нет лидеров и единой организации, а призывы наследного принца династии Реза Пехлеви из-за границы таковым считать нельзя. В отсутствие раскола среди правящего класса, а главное — силовиков подобные протесты, как показывает история, рано или поздно выдыхаются, как сходили на нет в России крестьянские восстания. Если только не произойдет раскол в верхах и силовых структурах. Ну и, наконец, если на помощь протестантам не подоспеет внешняя сила.
Трамп на нее и намекает: «Иранские патриоты, захватывайте государственные учреждения. Сохраните имена убийц и насильников. Они заплатят высокую цену… Помощь уже в пути!» — взывает президент Америки. Но пока прибег к стандартному методу — ввел новые тарифы. Хотя не припоминается, чтобы тарифы привели к падению режимов. Разве что Американская война за независимость началась с восстания против пошлин в пользу Британской короны.
Также, вводя 25-процентные пошлины против торговых партнеров Ирана, Трамп грозит развязать новую торговую войну с Китаем, который является ведущим экспортным партнером Тегерана. В 2024 году Китай закупил у него товаров на более чем 14 млрд долларов. Для сравнения: весь российско-иранский товарооборот примерно в два раза меньше. А ведь осенью Вашингтон заключил с Пекином временное торговое перемирие, которое теперь поставлено под угрозу. Вторым торговым партнером является Ирак — важный, но проблемный союзник США в регионе. В первой пятерке также Эмираты и Турция. Почти все десять важнейших экспортных товаров Ирана связаны с углеводородами.
Нет ясности, как будет работать новый тариф от Трампа. Сам он до разъяснений опускаться не стал, написав в принадлежащей ему соцсети: «С сегодняшнего дня любая страна, ведущая бизнес с Исламской Республикой Иран, будет платить 25-процентную пошлину на всю торговлю с Соединенными Штатами Америки. Этот указ является окончательным и обязательным к исполнению». Нет ясности с тем же Китаем, в отношении товаров которого в конце прошлого года средняя эффективная ставка варьировалась от 16% до 30%. Будут ли 25% добавлены к этим ставкам? Иран, давно находящийся под санкциями, минимально связан с западными странами, которые их более строго выполняют. Он экспортирует товары в более чем 120 стран мира, 91% из которых приходится на Азию. На европейские страны приходится лишь 8% экспорта.
Намекая на помощь восставшим в Иране, Трамп рискует, повышая ожидания, соответствовать которым будет непросто. Иран — это не Венесуэла. Аятоллу Али Хаменеи оттуда не выкрасть. Можно, конечно, опять нанести ракетные удары по оставшимся объектам ядерной программы, целям, связанным с Корпусом стражей исламской революции и так далее. Но нет никаких гарантий, что это приведет к смене режима. Напротив, даст властям еще один повод обвинить бунтовщиков в том, что они являются пособниками Америки.
Глава МИД Ирана Аббас Арагчи отправил примирительное послание спецпредставителю Трампа Стиву Уиткоффу: мол, давайте поговорим. Что, впрочем, может быть лишь попыткой выиграть время и дождаться, пока протесты начнут выдыхаться. Трамп в ответ заявил, что не будет ждать переговоров с Ираном. Сам себя загоняя в узкий коридор возможных решений. Когда уже ничего не сделать будет нельзя, потому что снова скажут, что он в последний момент дал заднюю.
На этом фоне верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил с резким предупреждением в адрес Америки, используя свой русскоязычный аккаунт на платформе X (соцсеть заблокирована в России). 11 января он написал: «Сегодня США ошибаются в своем подходе к Ирану». А несколько часов спустя опубликовал второе сообщение, предупредив, что американцы уже терпели поражение из-за «ошибок в расчетах» и снова его потерпят. Возможно, тем самым Тегеран стремится подчеркнуть сближение с Москвой в последние годы. И, очевидно, ждет от нее поддержки. Ведь после войны Ирана и Израиля в июне 2025 года иранские официальные лица выражали открытое недовольство недостаточной, как им показалось, поддержкой России, с которой ранее был подписан Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
На сей раз МИД России выступил с осуждением внешнего «подрывного» вмешательства во внутриполитические процессы Ирана, солидаризировавшись тем самым с официальной линией Тегерана, объясняющего протесты внешним вмешательством. Как заявила представитель МИД Мария Захарова, правительство Ирана при этом проявляет готовность к конструктивному диалогу в поиске эффективных путей нейтрализации негативных социально-экономических последствий враждебной политики Запада. Она также назвала недопустимыми угрозы Вашингтона о нанесении военных ударов по территории Ирана. Если эти удары действительно последуют, придется реагировать еще резче.