Обновлено в 14:35

Число организаций в сфере продажи цветов с конца 2022 года выросло на 11%, выяснили аналитики проекта «Контур.Фокус».

Больше всего цветочных компаний, помимо Москвы и области, зарегистрировано сейчас в Краснодарском крае. Одна из причин этого роста — ввод в эксплуатацию теплиц, в частности в Раменском, где восстановили заброшенный комбинат. Так считает председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов. Выгодно ли сейчас продавать цветы?

— Основной рост — это восстановление утерянных мощностей. Такие комбинаты, как «Раменское», построенные в 2008-2010 годах, где было 24 гектара, это очень много, и он был заброшен многие годы. И сейчас его купила компания «Подосинки» и ввели в эксплуатацию или вводят. Есть герберы, которые в Новосибирске, там еще «Горкунов» есть такой комбинат, они строят. Но они не строят новые, а восстанавливают старые помещения. До сих пор новые комбинаты не строятся, невыгодно. Курс доллара был 100 рублей, теперь 80 рублей, импорт подешевел на 20%, при этом газ и электричество подорожали примерно на столько же. Доходность резко упала.

— Что мы видим на прилавках? Это импортные розы или наши?

— Импорт. Как был, так и есть, 80% импорт. Они крайне дешевые, невозможно сравнить с российскими. У нас себестоимость выше процентов на 20-30 входящей цены кенийской розы.

— Продажа, розничные точки, их количество растет?

— Каждая вторая открытая точка в течение года цветочная закрывается. Две открылись, одна закрылась.

— А 1 сентября и 8 марта бывают сверхприбыли, которые перекрывают убытки?

— 1 сентября однозначно нет благодаря пропаганде, что давайте теперь учителям не будем дарить цветы. Продажи на 10-20% выше 8 марта, на День матери, День Валентина теряет популярность в Российской Федерации. Потребление цветов напрямую зависит от доходов населения. Зарплаты начали расти, люди больше цветов покупали. Сейчас с учетом ставки 20% снова снизилось.

О цветочном бизнесе рассуждает директор цветочных магазинов «Цветы и мед» и «Обрадовал.ру» Георгий Сухаржевский:

— Если мы говорим про Краснодар и Ростов, то очень много производителей цветка начинают обеляться, потому что невозможно работать по-другому. Многие магазины не могут уже наличкой платить людям. Но до сих пор в Краснодаре и под Ростовом существует достаточно много хозяйств, которые занимаются выращиванием срезки под продажу, которые до сих пор работают как черные компании, принимают оплату налом, никак не зарегистрированы, при том, что у них большие достаточно объемы.

— В сфере продажи в Москве количество увеличивается или уменьшается?

— У меня есть ощущение, что как раз наоборот, схлопывается рынок. Особенно после ввода НДС очень многие закрываются. И последняя тенденция — это укрупнение. Есть две вилки. Первая вилка — это те, кто работали на грани убыточности, они просто закроют бизнес, не будут им заниматься. Те, кто более-менее нормально работает, у них есть два пути: либо кому-то продаваться, либо входить в сетку, чтобы увеличивать свои возможности финансовые. Точка входа на рынок ежегодно увеличивается в плане денег: построить магазин, арендовать его, сделать нормальный магазин становится с каждым годом все дороже. Выживать могут только сетевые проекты, потому что ты можешь иметь хорошую цену на цветок, и за счет объема можно договариваться с поставщиками и работать. А сейчас маржинальность очень сильно важна, надо все считать.

Всего в цветочной отрасли сейчас работают более 19 тысяч организаций. При этом пик ликвидаций пришелся на 2024 год. А вот наибольшее количество регистраций новых точек цветочного бизнеса пришлось на прошлый год.