Обновлено в 23:21

Дональд Трамп пригрозил пошлинами странам Европы, которые выступают против планов США в отношении Гренландии. Такое заявление американский президент сделал во время мероприятия в Белом доме. Он также назвал себя «королем пошлин». Трамп подчеркнул, что США необходимо установить контроль над Гренландией для обеспечения нацбезопасности, в том числе для создания оборонного проекта «Золотой купол».

На этой неделе сразу несколько стран Европы отправили своих военных в Гренландию. Речь шла о небольшом контингенте — примерно 30 человек, часть из которых специалисты по связи.

Как в целом вопрос Гренландии сказывается на отношениях Вашингтона с ЕС и внутри НАТО? Комментирует политолог-американист Павел Дубравский:

Павел Дубравский политолог, руководитель «Дубравский консалтинг» «Что касается отношений США и Европейского союза, очень сильно США дрейфуют от Европейского союза, и НАТО тоже под вопросом. В администрации Дональда Трампа есть два основных человека, которые принимают решения: Джей Ди Вэнс, вице-президент США, и, собственно, Марко Рубио, глава Госдепа и советник по нацбезопасности. И сейчас, особенно в последнее время, рулит всем именно Марко Рубио, особенно после успешной операции в Венесуэле. Но глобально они оба — Вэнс и Рубио — смотрят на Европейский союз так: это наши союзники, но мы не обязаны обеспечить им безопасность — это раз, второе — мы не обязаны отвечать на их национальные интересы, потому что там, как в свое время в мюнхенской речи сказал Джей Ди Вэнс, евробюрократы работают над всем, чем угодно, кроме как над развитием демократии и свободы слова. Поэтому в этом плане США и ЕС идеологически не союзники, но они союзники по военному блоку, по НАТО, и союзники по общим экономическим интересам, которые их связывают. И то, что мы видим сегодня и с Гренландией, и вообще в целом с Европейским союзом, в очередной раз подчеркивает, что администрация Трампа относится к ЕС следующим образом: да, это наши союзники, но это не основные наши союзники, потому что мы всегда думаем об американских национальных интересах прежде всего, уже потом обо всех остальных. Поэтому все, что мы сейчас видим, — это плавный тренд, который идет уже с 2024 года, когда Трамп вступил в избирательную кампанию. И до конца администрации Трампа он, скорее всего, сохранится, я думаю, что дальше он продолжится, потому что вряд ли даже демократическая новая администрация сможет поменять эти отношения. Потому что я напомню, что в этом году пройдут земельные выборы в Германии, а в 2027-м — президентские выборы во Франции, где хороший шанс у правых в широком смысле сил. Они смотрят на отношения США так же, как США смотрят на отношения с ними, прежде всего это национальные интересы, к тому же интересы евробюрократов. Поэтому я думаю, что если вопрос в том, распадется ли НАТО, порвутся ли отношения Европейского союза и США, — ну нет, в ближайшее время, очевидно, что нет, но они будут пересматриваться как раз из-за Гренландии. Скорее всего, отношения не столько даже с Европой, сколько в целом с НАТО будут пересматриваться. Но может ли Трамп выйти сейчас из НАТО? Нет, не может. Марко Рубио в свое время буквально пролоббировал законопроект, который принят и подписан, о том, что президент США единолично не может выйти из НАТО. Но может ли конфликт вокруг Гренландии привести к, скажем, переформатированию НАТО или как минимум к разговорам о том, чтобы поменялся формат? Я думаю, что да, может, потому что у Трампа огромное количество претензий к НАТО, и, собственно, мы видим, что снова повышают денежные средства, которые должны выплачивать все члены НАТО, и его очень беспокоит этот вопрос».

Позже Трамп заявил, что США ведут переговоры с НАТО по вопросу Гренландии. Других деталей он не привел. Reuters со ссылкой на главу арктического командования Вооруженных сил Дании пишет, что Копенгаген пригласил США присоединиться к учениям в Гренландии и ждет ответа.