Швейные производства в Иванове переживают глубокий кризис из-за политики маркетплейсов. Они сокращают штаты, урезают рабочие часы и изо всех сил пытаются экономить. По оценкам участников рынка, через два-три месяца в области закроется уже половина производств. Представители отрасли связывают это с неконкурентными условиями маркетплейсов — в частности, более выгодными комиссиями и условиями по логистике для зарубежных производителей. Причем проблема началась минувшей осенью, когда маркетплейсы подняли комиссии для отечественных производителей. До этого условия для российских и зарубежных поставщиков были почти равными.

По итогам этого повышения ивановские предприниматели выпустили открытое обращение к руководству Wildberries. «Вы говорите о честной игре — но внутри WB ни честности, ни конкуренции нет», — говорится в этом письме.

Продолжает депутат городской думы Иванова, основатель бренда «Стильно — и точка» и консалтинговой компании Creative Wave Дмитрий Стаценко, который был одним из инициаторов этого обращения:

— У нас было в 2024 году 29 официальных устроенных в бренде «Стильно — и точка» сотрудников, сейчас у нас 14 сотрудников. Мы сейчас не понимаем четкую финмодель: брать нам кредиты задорого, продолжать шить, возможно, мы прожмем комиссии, которые очень высоки для российских селлеров, потому что, например, в стране Кыргызстан или Казахстан для них намного лучше условия и в логистике, и в комиссии, и мы не понимаем политику Wildberries, потому что резидент страны, где начинал бизнес, и я думаю, что приоритетность была развить в это тяжелое время с налоговой нагрузкой именно российский легпром. Итог у нас получается, что развиваются другие страны СНГ, Китай — в нашей нише 15% комиссии, у нас — 39,5% с эквайрингом, нам нужна маркировка, нам нужно налоги платить дополнительные, были у нас налоги 500 тысяч в квартал, сейчас у нас 3,5 млн в квартал. И в итоге покупают что дешевле, потому что у людей тоже кризис, и мы вообще не конкурентные на площадке.

— А вот эта ситуация когда началась?

— В октябре подняли просто комиссии и Ozon, и Wildberries. Я вам скажу, что сейчас уже закрыто 300 производств, есть большие фабрики, которые занимали большую долю рынка, мы-то вдвое сократились, они на 90%. Кто-то будет биться, выживать, у кого своя аренда, кто-то просто говорит: ребята, я в Кыргызстан поеду, уже есть такие обращения, кто-то в Китае откроет, даже уже есть в интернете куча объявлений на русском языке: открываем ВНЖ в Китае, преференции «Ozon глобал», «ВБ Китай». Пожалуйста.

— Какие вы видите способы решения этой проблемы?

— Первый способ, чтобы Ozon и ВБ сделал логистику как для стран СНГ, а это делается отменой индекса локализации, так же как и у других стран. И второй момент — понижение комиссии, и делать для российских селлеров комиссию меньше, чем для стран СНГ, даже не то что равно, а меньше, чтобы как раз запустить так называемое второе дыхание для производств.

Дмитрий Стаценко рассказал, что через неделю вопрос неравных условий на маркетплейсах будет обсуждаться в Госдуме.

Индивидуальный предприниматель по пошиву трикотажной одежды из Иванова Светлана Мальцева подтверждает — политика маркетплейсов нанесла сокрушительный удар по местным производствам. И им приходится адаптироваться:

— В два раза по сравнению с предыдущим годом обороты ухудшились, поэтому нам приходится задуматься об оптимизации, это сокращение рабочего дня, сокращение количества пошива, соответственно, сокращение работников. Мы сокращаем сейчас рабочий день, мы сокращаем количество работы, которое мы им выдаем. Если раньше у нас было работы очень много, то теперь все дозированно, уволила из 100 человек 15 пока.

— Что вас беспокоит, не устраивает в политике маркетплейсов?

— Они заменили собой весь наш оптовый сектор, который мы раньше работали. Они, конечно, молодцы, и условия нам предлагали довольно-таки хорошие, и мы на эти условия были согласны и очень радовались. А потом, когда они остались одни монополисты, они стали закручивать гайки, очень повысилась логистика, очень повысилась комиссия их. Если мы изначально 15% платили, то сейчас это 40%. Начала меняться ситуация в середине прошлого года, где-то ноябрь, октябрь уже началось, ближе к концу года. У нас ситуация еще из-за того, что, во-первых, налоговое обложение изменилось, и на нас нагрузка больше, с одной стороны, а с другой стороны, маркетплейсы встали не на нашу сторону.

На других маркетплейсах — например, Ozon — условия для зарубежных производителей тоже более выгодные. Но Wildberries остается основным рынком сбыта для производителей одежды. Сейчас на маркетплейсе комиссии для китайских селлеров — 15%, селлеров из СНГ — 27,5%, а для селлеров из России — 39,5%.