Переговоры России, Украины и США продолжатся на следующей неделе: по данным СМИ, в следующее воскресенье — 1 февраля. Спецпосланник Трампа Уиткофф назвал прошедшую встречу делегаций в Абу-Даби конструктивной.

Как рассказали источники Axios, в конце второго дня участники трех делегаций даже сели вместе за один стол, был совместный обед. «Все выглядели почти как друзья. У нас появилась надежда», — сказал один из американских чиновников. По его словам, на переговорах «обсуждалось все и никого не отпугнули дискуссии. Было большое уважение в комнате». Источники Axios даже предположили, что если новый раунд переговоров в Абу-Даби позволит добиться прогресса, то следующие встречи возможны в Москве или Киеве, а также, что США допускают в скором времени встречу Путина и Зеленского.

Один из украинских чиновников сказал, что на переговорах достигнут «хороший прогресс». При этом, по его словам, пока рано судить, действительно ли президент Путин «даст своим переговорщикам полномочия заключить сделку». «Эти переговоры в основном касались деэскалации», — пишет Politico. И главным камнем преткновения стали гарантии безопасности от Запада для Украины «в любом послевоенном сценарии».

Соглашение европейских союзников предполагает «небольшое присутствие войск» на Украине для мониторинга прекращения огня. Но Киев просит именно американские гарантии, а США против присутствия своих войск.

Тем не менее «обе стороны начинают представлять, что они могут извлечь из мира, например план процветания Украины, а также некоторые возможности для России в плане сделок с США», пишет Politico. Бизнес ФМ обсудила необъявленные итоги этих двух дней в Абу-Даби с политологом Георгием Бовтом:

— Уиткофф заявил, что переговоры России, США и Украины продолжатся на следующей неделе. Это уже само по себе хороший знак?

— Они, скорее всего, продолжатся после того, как члены делегации получат консультации у своего руководства. Видимо, они продвинулись в рамках отпущенного им коридора настолько, чтобы уже двигаться дальше, но пока санкции на то, чтобы двигаться дальше, у них нет. Теперь руководству обеих стран предстоит принять решение о расширении границ компромисса. Если это произойдет, то следующий раунд переговоров может оказаться более продуктивным, чем первый. То, что делегации приедут в Москву и Киев, — честно говоря, пока не очень верится, особенно в Киев. Я себе плохо представляю российскую делегацию, двигающуюся кортежем по улицам украинской столицы. Впрочем, в Москву тоже вряд ли поедут они в этом же составе. Там по крайней мере один член этой делегации, Буданов, состоит в списке экстремистов и террористов.

— The Times сообщала, в частности, о том, что России пришлось соглашаться с США в территориальных вопросах по Украине, со ссылкой на российского дипломата. Как интерпретировать эту утечку?

— Территориальный вопрос может трактоваться по-разному. Главное, что требует Россия, — это вывод ВСУ из Донбасса. Если ВСУ оттуда, допустим, даже выйдут, встает вопрос о том, какими силами Россия будет контролировать освобожденную территорию. Ранее помощник президента России Ушаков говорил, что Россия, в принципе, готова на демилитаризованную зону, но она ее понимает так, что оттуда выходит регулярная армия и не вводится в ту часть Донбасса, которую оставляют ВСУ. Регулярная армия не вводится, но Ушаков говорил, что там могут быть подразделения Росгвардии, ФСБ и все те структуры, которые обычно присутствуют в российских регионах. Украина на это была не согласна. Далее возник тезис о демилитаризованной зоне или буферной зоне. Если все это скрестить, то можно придумать новый формат, согласно которому ту часть Донбасса, которую контролируют ВСУ, в военном и полицейском плане не будет вообще никто контролировать, а это будет некая буферная или полностью демилитаризованная зона. При этом Россия скажет, что это наша территория, она и в конституции обозначена как наша. А Украина скажет, что это буферная и демилитаризованная зона. И это некий есть компромисс с русскими, и мы им землю это все равно не отдали.

— Еще из утечек Politico — одним из главных камней преткновения на переговорах в Абу-Даби стали западные гарантии безопасности. Ранее Европа, напоминает Politico, планировала небольшое присутствие войск на Украине для мониторинга прекращения огня, чему США могли предоставить разведывательную и логистическую поддержку. Теперь речь идет, как мы можем предположить, о полноценной ратификации американцами…

— Вообще при урегулировании любого военного конфликта встает вопрос о том, кто будет мониторить прекращение огня. Как мы помним, с Минскими соглашениями это была безоружная группа мониторинга ОБСЕ, которая оказалась несостоятельной. В нынешнем случае, очевидно, речь должна пойти о более полноценной в полном смысле этого слова миротворческой миссии или мониторинговой группе, которая обладает некими средствами не только контроля за прекращением огня, но и пресечения возможного его возобновления. Это по максимуму. Если вот там будут присутствовать какие-то военнослужащие нейтральных стран, то это может принять более приемлемый оборот для в том числе России.

— Американский чиновник сообщил Axios, что участники действительно искали решение урегулирования конфликта. В какой-то момент стороны переговоров выглядели почти как друзья. Один из украинских чиновников сказал, что на переговорах достигнут хороший прогресс. Действительно ли брезжит какая-то надежда или здесь повторение риторики Трампа в угоду ему?

— Во-первых, российская и украинская стороны хотят показать американцам, что они настроены на достижение мира, отсюда мимика, лица, жесты и даже совместный прием пищи. В то же время надо отдавать себе отчет, что американцы плохо знают братские славянские народы: они сегодня могут улыбаться друг другу, а завтра возобновят обстрелы, в том числе гражданской инфраструктуры. Как известно, между братьями ссоры бывают особенно кровавыми.

— Вы здесь не считываете какую-то принципиальную сдвижку?

— Пока нет.

Первый и второй раунды трехсторонних переговоров проходили в Абу-Даби 23 и 24 января.