Обновлено в 14:52

Возможно, в скором времени шутки про юристов и экономистов, которых в стране «как грязи», станут уже не актуальны. Минобрнауки решил всерьез сделать эти специальности малодоступными — бюджетных мест и так было немного, а теперь ограничат еще и платные отделения. И все ради того, чтобы привлечь внимание к более прикладным рабочим специальностям.

Для вузов такой закон приняли в прошлом году — на очереди средне-специальные учебные заведения. По словам вице-спикера Госдумы Виктории Абрамченко, в колледжах и техникумах уже давно самые популярные платные специальности не востребованы на рынке труда. К примеру, более 80% студентов-юристов обучаются на коммерческой основе. Но нередко колледжи шли на открытие таких гуманитарных программ вынуждено — господдержки не хватало и учебные заведения зарабатывали как могли, рассуждает Виктор Демин, почетный президент «Союза директоров средних специальных учебных заведений России».

Виктор Демин почетный президент «Союза директоров средних специальных учебных заведений России» «Это значительная доходная часть бюджетов учебных заведений и 60% колледжей, которые осуществляют в том числе и платные обучения, конечно, могут значительно лишиться статей дохода. Проблема повышения качества образования в общеобразовательной школе, в СПО и вузы. Именно это является катализатором успешности и при поступлении, и в процессе обучения, и на выпуске, а сегодня следует провести 2 цифры: 20% студентов не завершают обучение по избранной профессии, а 40% трудоустраивается не по профилю полученной профессии».

Напомню, в прошлом году в России уже приняли аналогичный закон о регулировании платных мест в вузах. Если раньше сами университеты определяли, сколько именно брать студентов на коммерческий основе, то теперь это делает Минобрнауки. За основу взяли список специальностей, которые сейчас перегружены «платными студентами»: в их числе оказались юриспруденция, экономика, менеджмент, филология, психология, лингвистика, а также нефтегазовое и горное дело, и, например, стоматология.

Всего получилось 40 направлений — где государство в ручном режиме определяет квоты платных отделений. По задумке это должно стимулировать абитуриентов выбирать более «нужные» специальности, а стране нужны не юристы и экономисты, а инженеры и слесари. Впрочем, на практике такое «администрирование» может обернуться оттоком студентов. Ведь «право на образование» по сути заменяется «обязанностью трудоустройства», говорит профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина:

Ирина Абанкина профессор Института образования НИУ ВШЭ «Я не верю в то, что такими запретами можно переключить интерес ребят. Когда и в вузах примерно те же направления перекрывают, связанные с современными креативными индустриями, контрольных цифр приёма на это выделяется очень мало, то риски большие отъезда ребят, поиска соответствующего образования в других странах. Вряд ли они потом вернутся сюда работать. Вызывает удивление возможности угрозы и в медицинских колледжах, потому что стоматология попала в список по высшему образованию. Здесь у нас почти половина учится тоже за свой счет».

Ощутимее всего нововведения от Минобрнауки почувствуют на себе негосударственные учебные заведения: как высшие, так и средние специальные, отмечают эксперты. Но, пожалуй, главные пострадавшие во всей этой — абитуриенты и школьники. Особенно те, кто тяготеет к гуманитарным наукам. Большинство из которых встает перед довольно сомнительным выбором: либо учиться там, где заведомо неинтересно, либо не учиться вообще.