Эксперты о переговорах по Украине: без участия США вопрос территорий не решится
Возможная встреча сторон в Абу-Даби остается под вопросом. Эксперты считают, что переговорный процесс во многом зависит от давления со стороны США и личного участия Дональда Трампа. По их оценке, ключевые разногласия по территориальному вопросу остаются нерешенными, а энергетическое перемирие вряд ли будет продлено
Читать на полной версииОбновлено в 21:20
В Кремле подтвердили энергетическое перемирие с Украиной. Действует оно меньше недели. По словам пресс-секретаря президента Путина Дмитрия Пескова, Россия согласилась воздержаться от ударов по Украине до 1 февраля в связи с просьбой Трампа для создания благоприятных условий для переговоров.
Владимир Зеленский, в свою очередь, заявил, что между Украиной и Россией не было никаких прямых переговоров или прямых соглашений о прекращении ударов по энергетическим объектам, но отметил, что, если Россия прекратит свои удары по энергетической инфраструктуре Украины, Украина не будет наносить удары по энергетике России.
Зеленский также не исключил, что следующая встреча Украины и России может быть перенесена из-за войны в Иране. Встреча должна состояться в воскресенье, 1 февраля, в Абу-Даби, пока ее не отменяли. Но, как говорит Зеленский, «что-то происходит в ситуации с Америкой и Ираном. И эти вещи, вероятно, могут повлиять на дату».
А еще Зеленский пригласил Владимира Путина в Киев на переговоры: он готов встретиться с российским президентом в любом формате, но не в Москве или Белоруссии.
Комментирует политолог-американист Малек Дудаков:
— Мы видим совсем отчаянные предлоги, которые находит украинская власть, украинские лоббисты, пытаясь затянуть переговорный процесс. А теперь они уже тянут сюда и тему Ирана. Безусловно, кризис на Ближнем востоке сейчас проявляется, и, конечно, если будет большой конфликт вокруг Ирана, наверное, сложно ожидать проведения переговоров, потому что логистически сложно будет обеспечить приезд российской и украинской делегаций в Эмираты либо в Катар, либо в Саудовскую Аравию. Но говорить об этом сейчас, уже заранее намекать на то, что переговоры могут быть сорваны, это, мягко говоря, неконструктивная позиция. Не в первый и не в последний раз украинские лоббисты к такой позиции прибегают. Они сейчас очевидно торгуются с американцами, потому что остается много вопросов, требующих обсуждения. Главный вопрос это, безусловно, Донбасс, вывод ВСУ с Донбасса. Украинцы пытаются это продать американцам в обмен на гарантии безопасности и большие инвестиции — в 800 млрд долларов — по итогам конфликта. Американцы на это не идут, считают, что ценник чрезмерно высокий. И американо-украинский переговорный процесс на этом моменте застопорился. Что же касается российско-украинских переговоров, то мы ожидаем, что американцы должны усиливать давление на Киев. В какой степени это давление возымеет эффект — вопрос отдельный.
— Зеленский, с одной стороны, вновь заявил, что не собирается передавать России Донбасс. С другой стороны, он вновь заявил, что хочет встретиться с Путиным. Почему он вновь поднимает этот вопрос и возможна ли сейчас такая встреча?
— Что касается темы территории, как я уже сказал, Зеленский проявляет недоговороспособность, потому что не получил ничего взамен от американцев. Что касается встречи с российским лидером, то это игра на публику, попытка показать себя способным отстаивать национальные интересы Украины, что он готов и с российским президентом идти на прямые контакты. Другое дело, всем очевидно, что Зеленский на это не пойдет. Да, мы предложили ему сразу наш переговорный трек, возможность встретиться в Москве. Ну и в этот момент Зеленский и слился.
— Вернемся к мораторию на удары по энергоинфраструктуре, до 1 февраля он будет действовать. Как вы считаете, без Трампа можно было на мораторий договориться?
— Ну, сейчас я думаю, что, безусловно, именно американская сторона проявила инициативу. Как мы знаем, в 2025 году мы неоднократно шли на жесты доброй воли в одностороннем формате прекращали наносить те или иные удары. Были периоды шаткого перемирия на фронте. Но это все заканчивалось тем, что украинцы продолжали вести свои провокации, и предыдущее энергетическое перемирие сорвали именно украинцы. Поэтому сейчас пришлось вмешиваться напрямую американскому президенту. Мы пошли опять же на определенные уступки, на неделю сократили количество ударов по Киеву. Но 1 февраля это все истекает, поэтому тут с нашей стороны, я думаю, что будет все возобновляться и дальше. Если бы Украина хотела остановить эти удары, могла бы сесть за стол переговоров и всерьез обо всем договариваться. Но пока что они не показывают свое намерение двигаться в этом направлении. Очевидно, что это перемирие вряд ли будет продолжено.
— Дональд Трамп в очередной раз заявил, что украинское регулирование уже близко. Говорит он это регулярно. С другой стороны, украинские депутаты со ссылкой на некие знающие источники утверждают, что если до 15 мая не договорятся, то США потеряют интерес к этой теме и, что называется, уйдут в сторону.
— Ну, слыша Соединенные Штаты в сторону не отойдут. Трамп уже слишком много своего политического капитала вложил в переговорный процесс, поэтому он будет продолжаться в любом случае. Что касается дедлайнов — как мы помним, их было очень много у Трампа. Только за последнее время это День благодарения в конце ноября, потом Рождество. Сейчас вот 15 мая. Очевидно, что эта дата выбрана абсолютно рандомно. Хотя я не исключаю, что там может быть определенная внутриполитическая логика, учитывая тот факт, что 25 мая в Америке — День памяти всех погибших ветеранов. Как правило, после этого стартует активная фаза электоральной кампании на выборах в конгресс. Поэтому, может, Трамп хочет это все приурочить как раз к началу предвыборной кампании, плюс там еще будет очень много празднований — 250-летнего юбилея Соединенных Штатов, потом стартует еще чемпионат мира по футболу. Очень много ярких событий. Может, Трамп бы хотел, конечно, себе в копилку еще записать деэскалацию на украинском направлении.
Последние новости вокруг украинского урегулирования в эфире Бизнес ФМ прокомментировал эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» Алексей Наумов:
— Что все-таки со встречей делегации в Абу-Даби в воскресенье? Зеленский не исключает, что она может не состояться из-за Ирана. Пока никто встречу при этом не отменял, а очень похоже, что Иран — это просто предлог. Если эта встреча все-таки состоится, то чего можно от нее ожидать и будет ли какое-то продвижение?
— Пока очевидно, что вокруг главного вопроса, вопроса территорий, плетется некое кружево из разного рода соглашений. Соглашения, видимо, о разведении войск, о контроле за перемирием и всякого рода восстановлении отношений, например, России и США отдельно и Украины и США отдельно. Поэтому я полагаю, что эти переговоры будут идти своим чередом, будут они перенесены из-за Ирана или не будут — здесь, на самом деле, не так важно, потому что динамика, в общем, понятна: все постепенно решается, кроме главного вопроса, вопроса территориального. А без нажима, без давления, без участия американцев этот вопрос явно решиться не может. Поэтому, я думаю, Зеленский и говорит, что из-за ситуации с Ираном, скорее всего, внимание американцев не будет сосредоточено на российско-украинском урегулировании, и потому больших перспектив у этой встречи нет.
— Видимо, касается это и моратория на удары по энергетической инфраструктуре, так как без Трампа тут тоже не обошлось. И почему даже этот вопрос нельзя без участия американцев решить?
— Потому что, очевидно, нет доверия между двумя сторонами. Потому что нет нормальных взаимоотношений. Все переговоры, которые мы видели, которые один на один, Россия и Украина, никогда не приводили ни к каким мощным подвижкам, кроме как к решениям локальных вопросов вроде передачи тел погибших военнослужащих, что, конечно, важно и правильно, но тем не менее не является ключом к решению споров. Есть же информация, она проходила в прессе, что, скорее всего, итоговых соглашений будет несколько. Россия заключит соглашение с США, Украина заключит соглашение с США, и, вполне возможно, какого-то документа между двумя сторонами подписано и не будет. Поэтому без американцев эта ситуация не работает, и без Дональда Трампа эта ситуация не работает, мы видим, что все три года, пока его не было, мы не были близки ни к какому договорному решению. Поэтому да, ждем Трампа, у Трампа свои, очевидно, задачи.
— А пока вернемся к заявлению Зеленского — что стоит за последними спекуляциями на тему встреч Путина с Зеленским? Вообще, где бы она могла произойти? Очевидно, в Киеве — нет, в Москве — нет, даже в Минске — нет. При каких условиях она может случиться, в какой стране, вообще насколько это вероятно?
— Слушайте, очень интересно, конечно, спекулировать на теме места встречи. Есть Абу-Даби, есть Стамбул, есть, в конце концов, Будапешт, о котором говорилось в контексте встречи Владимира Путина и Дональда Трампа, — дело не в этом. Очевидно, сейчас не время для этой встречи, и заявления о возможности встречи скорее служат информационным, репутационным целям. Владимир Путин приглашает Зеленского в Москву не для того, чтобы он приехал, а для того, чтобы продемонстрировать, что он контролирует ситуацию. А Владимир Зеленский пытается парировать своим ответным приглашением Путина в Киев. Очевидно, нет сейчас условий для встречи.
Владимир Зеленский также снова заявил, что отказывается выводить войска из Донбасса, и сказал, что согласен на мир только по линии фронта. «Украина не готова к компромиссам, ведущим к нарушению территориальной целостности, мы не отдадим россиянам Донбасс и ЗАЭС без боя. Наименее проблемный вариант — это формула «стоим, где стоим».
В Кремле видели заявления Зеленского о планах «не сдавать без боя» Донбасс и ЗАЭС, которая уже несколько лет находится под контролем России, заявил Песков. Эти слова вызывают вопрос, можно ли трактовать их как планы атаковать станцию, заметил пресс-секретарь президента, отвечая на вопрос ТАСС.