Основателя крупнейшего оператора майнинга, компании BitRiver, Игоря Рунца задержали по делу о сокрытии средств от налогов. В Замоскворецком суде Москвы заявили, что обвиняемый отправлен под домашний арест на два месяца с 4 февраля. Ему вменяется статья 199, суть обвинений не раскрывается.

Компания BitRiver была основана предпринимателем и выпускником Стэнфорда Игорем Рунцом в 2017 году. Она входит в группу компаний «Фокс» и стала одним из крупнейших игроков на российском рынке майнинга, управляя дата-центрами по всей Сибири. По данным СМИ, выручка компании в 2024 году превысила 10 млрд рублей. Состояние самого Игоря Рунца Bloomberg тогда оценил в 230 млн долларов.

Весной 2022 года компания BitRiver попала под санкции США. По данным газеты «Коммерсантъ», к концу 2025-го в BitRiver сложилась кризисная ситуация: компанию покинули около 80% топ-менеджеров, были закрыты многие офисы и вывезено оборудование с документацией. Неделей ранее издание писало, что 23 января 2026 года арбитражный суд Красноярского края взыскал с «Битривер-север» почти 169 млн рублей в пользу «Норникеля» за долги по электроэнергии. Стоит ли дело BitRiver считать сигналом для всей майнинговой индустрии, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:

Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Внешне это выглядит не совсем как частный случай, а сигнал для всей индустрии. Хотя в отношении структур Рунца, так или иначе, в последнее время ходили слухи, что у них не так все хорошо, потому что были проиграны некие арбитражные процессы по контрагентам. И вот возникли налоговые претензии. Напомню, что налоговая инспекция выявила несоответствие между объемом потребленной электроэнергии и, как я понимаю, официально задекларированной криптовалюты. То, что вывалилось в конечном счете в уголовное дело по относительно экзотичной статье, то есть сокрытие денежных средств либо иного имущества от взыскания со стороны налоговых органов. И экзотичность дела пусть не удивляет, хотя такие уголовные дела встречаются, но череда событий — это значок для всей индустрии, потому что, так или иначе, постепенно наводится порядок. Даже показательный момент: была опубликована концепция Центробанка о регулировании рынка криптовалюты. И если вопрос майнинга более-менее формализовали, уже определили правила игры, то сейчас уже и в последующем рынок оборота криптовалюты будет более строго сформулирован. Мы ожидаем, что уголовных дел будет все больше и больше, потому что эпоха первичного накопления капитала применительно к криптовалютам, к майнингу, будет заканчиваться».

СМИ писали, что BitRiver использовал оборудование клиентов как обеспечение своих обязательств в рамках сделок с другими контрагентами, на что не имел права. В частности, осенью в московском арбитраже рассматривалось дело о том, что Байкальская майнинговая компания (ООО БМК), размещавшая около пяти тысяч майнинговых машинок через «Битривер-Рус» в дата-центре в Надвоицах, недосчиталась порядка 400 единиц оборудования после его закрытия.

Выяснилось, что BitRiver без ведома клиента передал часть техники своему подрядчику «БИТ+» в Братске, с которым сам оказался в судебном споре из-за неуплаты.