Российский сектор услуг демонстрирует самый сильный рост за год
По мнению аналитиков, такое начало года для российского сектора услуг подчеркивает новые возможности и вызовы, связанные с высоким спросом и ростом инфляции. Бизнес ФМ спросила предпринимателей, как идут дела в их компаниях
Читать на полной версииИндекс деловой активности в сфере услуг России в январе 2026 года вырос до 53,1 пункта против 52,3 пункта в предыдущем месяце, следует из данных S&P Global. Это свидетельствует о значительном росте объема производства. Сектор услуг России в январе расширился самыми быстрыми темпами за год благодаря усилению спроса и росту новых заказов.
В целом, как считают аналитики, уверенное начало этого года для российского сектора услуг подчеркивает как открывающиеся возможности, так и вызовы, связанные с высоким спросом и ростом инфляции. Бизнес ФМ спросила российских предпринимателей, как идут дела в их компаниях.
Основатель и генеральный директор «Ниндзя гудс» Кирилл Горин:
— Мы видим это на практике. Последние несколько месяцев растет спрос, немного медленно, но тем не менее мы видим увеличение. Это дает нам более позитивный взгляд, способность инвестировать, пусть маленькими шагами, но мы видим в нашем сегменте рост и удерживаем эти позиции. Месяц за месяцем прирастаем, видим, как люди хотят не просто продукт, а полный сервис, больше внимания, более заточенный продукт под них. Покупательская активность в этом году лучше, чем в прошлом. Есть с чем сравнить за пять лет.
— Были прогнозы, что в связи с увеличением НДС будет некое замирание.
— Я думаю, мы увидим последствия чуть дальше. Нам, может быть, проще. Мы стартовали с самых первых дней января, с 3-го по 12-е мы сделали достаточную выручку. Мы видим, что те, кто начинает работать позже, возможно, сделали меньше, и на них это сказалось, но я думаю, тут связано не с повышением НДС, а с более коротким рабочим январем. Я понаблюдал бы в феврале, пока я вижу, что люди покупают, заявки идут, спрос идет. Мы работаем над тем, чтобы обработать текущий входящий спрос, а не привлекать новых клиентов. Поэтому пока не вижу активности высокой.
***
Основатель Центра красоты и здоровья Ирины Старостиной Ирина Старостина:
«Сейчас, в связи с изменениями НДС, ростом аренд закупок качественных материалов, логистики, по инерции, я думаю, все равно будет стагнация. Тем не менее спрос на бьюти-услуги есть. Говорить о январе — это будет некорректно, потому что в нашем бизнесе есть сезонность. Новый год никто не отменял, где высокая активность, потом все равно ожидается спад. Сейчас по инерции, наверное, цифры могут быть еще похожими на 2025 год. Я думаю, что перемены будут. Я могу сказать по нашему Центру красоты и здоровья — у нас клиенты никуда не ушли и не делись. Мы с ними постоянно переписываемся, у нас есть службы поддержки, администраторы с ними общаются. Но они увеличили частоту прихода, увеличили срок прихода на услуги. Это сказывается на цифрах, потому что, если мы говорим про эстетику, волосы, ногти, даже стрижки, они стали стричься не раз в месяц, а больше. А в косметологии есть план по лечению, там строгие сроки, которых нужно придерживаться. Но тем не менее, если мы говорим про эстетический уход в косметологии, там посещение клиентов реже. Корректно в мае еще раз вернуться к этому вопросу и уже по опыту делать выводы, мы сможем оперировать цифрами, а не просто настроениями».
***
Руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемоданофф» Алексей Петропольский:
«По бизнесам, которые веду я, — это общепит, кофейни, гостиничный бизнес и сфера услуг в консалтинге — мы не заметили, что есть рост спроса деловой активности. Мы лишь видим то, как все начинают пересобирать компании, фактически ищут, где можно компенсировать выросшие издержки. Абсолютно все по кругу друг другу повысили цены. Эта центрифуга дает возможность договариваться, чтобы что-то предоплатить наперед, чтобы зафиксировать цену. Кто-то договаривается о том, чтобы сократить издержки в кадрах. Людей увольняют и крупные компании, и средний бизнес, и малый бизнес. Кто-то съезжает, как мы, допустим, тоже в одном из офисов, на более дешевую аренду. Фактически те самые 10-20%, на которые в январе резко выросли затраты ввиду налоговой базы и повышения цен повсеместно, все пытаются сейчас каким-то образом срезать. В моих бизнесах те же 10-20% — это в принципе рентабельность бизнеса, и ее сейчас нужно восполнять путем повышения цен. Повышая цены, мы получаем пониженный спрос, и часть клиентов отваливается. Поэтому, может быть, деловая активность выросла, но это деловая активность такая выживальческая».
Как отмечают в S&P Global, деловые ожидания респондентов в отношении перспектив сектора на следующие 12 месяцев улучшились. Позитивные ожидания подкреплялись планами по запуску новых продуктов и привлечению новых клиентов. Степень оптимизма выросла с многомесячных минимумов октября, но в целом в историческом контексте оставалась низкой.