Глава РСПП спрогнозировал курс рубля к доллару на 2026 год
Александр Шохин заявил, что нацвалюта перестанет укрепляться по отношению к доллару и к концу года вероятный курс будет 90 рублей за доллар. Бизнес ФМ спросила аналитиков, согласны ли они с таким прогнозом
Читать на полной версииКурс рубля к доллару перестанет укрепляться до конца 2026 года и может достичь отметки в 90 рублей, заявил глава РСПП Александр Шохин. Но 100 рублей, как ожидалось с осени прошлого года, не будет.
В то же время председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил о тенденциях для снижения курса доллара до 40 рублей, поскольку «американцы довольно активно эмитируют свои денежные знаки и эта эмиссия не остается незамеченной на рынка». При этом страны БРИКС сейчас в значительной степени отказываются от доллара и евро на мировых рынках, используя для расчетов между собой нацвалюты. Какого курса рубля к доллару стоит ждать в этом году, Бизнес ФМ спросила у экспертов:
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитала» Владимир Брагин:
«Если говорить про Шохина, то это стандартный подход времен до начала СВО, так сказать, «старая модель», сеансовый. То есть нужен слабый рубль для поддержания торгового профицита, а он нужен для финансирования оттока капитала и накопления валютных резервов. Если, соответственно, из-за укрепления рубля сокращается торговый профицит и снижаются нефтегазовые доходы, ну надо, соответственно, что делать? Надо ослаблять рубль, чтобы это все выправлять. Вот это ослабление рубля постоянно провоцирует отток капитала. А то, что говорит Аксаков, это немножко другая история уже. У нас, в общем-то, отток капитала ограничен сейчас естественным образом. И если мы говорим о том, что у нас может быть, — нам и не нужен торговый профицит хронический, потому что торговый профицит — это довольно дорогое удовольствие. Потому что это означает, что часть нашей экономики работает исключительно на благо других стран. Ну, если у вас торговый профицит 5% ВВП, это значит, что у вас 5% экономики производит что-то для потребления не для себя, а для других стран, не получая взамен встречных 5% таких же по аналогичной стоимости или ценности. Поэтому, если отток капитала сейчас ограничен и валютные резервы мы не формируем (больше не нужны в таких количествах), наверное, может быть, тогда нужно перейти к сбалансированной торговле. А это, соответственно, требует уже крепкого рубля. Надо смотреть немножко глубже. Это просто указывает на разные представления об экономической модели, которая складывается сейчас в России. Я, честно говоря, ближе к Аксакову. Я думаю, что 40 рублей за доллар — конечно, перебор, но то, что рубль может вполне либо укрепляться, либо, по крайней мере, оставаться на текущем уровне, — вполне реалистичный сценарий».
Главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров:
«Скорее соглашусь с Шохиным. Курс во втором полугодии может начать ослабевать, но в первой части года, особенно в первом квартале, курс будет держаться достаточно сильным. Во многом этому способствует текущая конструкция валютного рынка. Курс у нас определяется на Московской бирже. Сейчас на бирже идут довольно большие продажи валюты из ФНБ в рамках бюджетного правила, и плюс будут в марте-апреле выплаты НДД, которые могут дополнительно обеспечить продажи валюты со стороны экспортеров. И все это будет суммарно поддерживать курс рубля. Во втором полугодии курс начнет постепенно снижаться к уровню около 90. Эту тенденцию также отражает обновленный консенсус-прогноз, который Банк России вчера опубликовал: в среднем аналитики видят курс в районе 85. В первом полугодии курс будет крепким, а во втором полугодии он будет ослабевать. Опять-таки такая конструкция возможна при сочетании различного рода сценарных факторов, которые приведут к ослаблению курса во втором полугодии».
Гендиректор инвестиционной компании «Инвестлэнд» Игорь Вагизов:
«Курс национальной валюты сегодня определяется несколькими факторами. Первый — это импорт. Если спрос на импорт будет расти, то мы увидим дополнительный спрос на валюту, которая может привести к ослаблению рубля. Второй фактор — это бюджетное правило. Это продажи на открытом рынке объемов валюты российским Минфином, что тоже сдерживает тенденции на ослабление курса национальной валюты. Третий фактор — керри-трейд. Потому что сегодня ставка по юаню находится вблизи нуля, а ставка рублевая находится на достаточно высоком уровне, это около 16%. Инструменты денежного рынка приносят сопоставимую доходность. Соответственно, разница между этими ставками порождает существенный спрос как среди хозяйствующих субъектов, так и среди спекулянтов на удержание рублевой ликвидности на балансе и размещение ее под безрисковую ставку. Поэтому мы пока не видим предпосылок для существенного изменения текущего курса. Боковик, который мы наблюдаем, 75–85 за доллар, это пока тот коридор, в котором валюта будет жить. Касательно обвала доллара — доллар находится в понятном горизонте. Существенное изменение курса на десятки процентов вряд ли произойдет, пока ключевые сырьевые товары продолжают на мировом рынке котироваться в долларах, поэтому похороны доллара преждевременны».
На 6 февраля Банк России установил официальный курс доллара на уровне 76,55 рубля.