Первым и пока единственным существенным итогом двухдневных переговоров между Россией и Украиной в Абу-Даби стала договоренность об обмене пленными. Также было достигнуто соглашение о постоянных военных контактах. Какие выводы напрашиваются?

Спецпосланник президента США Стив Уиткофф, первым сообщивший об обмене пленными 157 на 157, добавил свой стандартный умеренно-позитивный комментарий (ссылка ведет на заблокированную в РФ соцсеть Х): «Мирные переговоры были подробными и продуктивными. Постоянное дипломатическое взаимодействие приносит ощутимые результаты. Обсуждения будут продолжены, и в ближайшие недели ожидается дальнейший прогресс». Дональд Трамп высказался еще позитивнее: «Мы активно работаем, чтобы завершить [конфликт]. Мы очень близки к этому. Мы почти это сделали». Такие комментарии сопровождали все раунды переговоров с участием американцев, однако неустанное и бесконечное преумножение «конструктивности» пока не привело к миру.

В ходе встречи в Абу-Даби последовала утечка в госагентство ТАСС о том, что Москва требует не только ухода ВСУ со всей территории Донбасса, но и признания его российским «всеми странами». Косвенно это может говорить об ужесточении позиции Москвы, если она будет настаивать на юридическом признании приобретенных территорий российскими как предусловии прекращения огня. В мирном плане Трампа из 27 пунктов изначально говорилось лишь о признании Вашингтоном российской юрисдикции. Путин в конце 2025 года говорил о признании «ведущими международными игроками», не раскрыв эту формулу. Зеленский уже отреагировал, косвенно подтвердив нерешенность вопроса. «Во-первых, все не будут, а во-вторых, у Украины есть президент, подписывающий документы. А не другие лидеры подписывают за Украину соответствующие важные документы. Поэтому наши территории — это наши», — заявил он. Также он заявил о намерении сохранить численность армии после вооруженного конфликта в 800 тысяч человек.

Впрочем, формулировка по территориям выглядит все же менее категоричной, чем ранее употребляемые в Киеве. А факт отсутствия по итогам двухдневных переговоров резких и категоричных заявлений — пока, во всяком случае, — может свидетельствовать о том, что ведущаяся закулисная работа не видится пока сторонами бессмысленной. С другой стороны, настрой обеих сторон совпадает как раз в том, что обе они хотят продемонстрировать свою конструктивность американцам. Чтобы на случай провала выставить главными виновниками оппонентов.

Всплывший попутно факт присутствия в Абу-Даби американских военных уровня аж европейского командования косвенно может говорить о том, что переговоры зашли достаточно далеко, чтобы обсуждать как послевоенные гарантии безопасности Украине, так и форматы контроля за режимом прекращения огня с участием американцев.

Побывавший в Киеве накануне переговоров в Абу-Даби генсек НАТО Марк Рютте, выступая в Раде, заявил, что сухопутные, воздушные и военно-морские силы стран, входящих в группу «коалиции желающих», будут немедленно развернуты на Украине сразу после прекращения огня. Это абсолютно неприемлемо для Москвы. И вот появилась новая утечка — о том, что гарантии безопасности Украине могут включать не миротворцев из стран «коалиции желающих» на самой Украине, а быстрое реагирование многонациональных сил, размещенных за ее пределами. Такой вариант тоже ранее прорабатывался европейцами, он подразумевал, в частности, размещение боевых самолетов и кораблей из состава таких сил в Румынии и других прилегающих странах НАТО. Формально это удовлетворяло бы требованиям Москвы, возражающей против любых западных войск на Украине. Однако состав и численность таких сил все равно стали бы предметом обсуждения на переговорах уже о новой системе безопасности в Европе. На этом фоне Финляндия призвала США не давать Украине гарантии безопасности, «подобные 5-й статье НАТО», опасаясь быстрого и автоматического вовлечения НАТО в войну с Россией в случае нового конфликта Москвы и Киева. Эту позицию поддерживают и ряд других стран альянса.

Одновременно с переговорами в Абу-Даби состоялись два важных разговора: Владимир Путин провел видеоконференцию с Си Цзиньпином, с которым потом созвонился и Трамп. Как можно понять, обсуждалось урегулирование на Украине. В связи с чем как могут последовать сенсационные новые подробности, так и не последовать никаких. Мог обсуждаться вопрос и о присоединении Китая к новым переговорам России и США по контролю над стратегическими ядерными вооружениями, что Пекин пока делать отказывался. Представители РФ и США договорились в Эмиратах, сообщило издание Аxios, что будут соблюдать условия СНВ-III еще полгода, на время переговоров. Москва давно уже предлагала Вашингтону развести переговоры по Украине и по стратегическим ядерным вооружениям. До сих пор это сделать не удавалось.

Европа, в свою очередь, посылает все больше сигналов, что хотела бы получить место за столом переговоров. Премьер Латвии Эвика Силиня и президент Эстонии Алар Карис выступили за назначение спецпредставителя от ЕС для восстановления переговоров с Москвой. Тема возникла еще в прошлом году. Что логично. Без договоренностей с Европой долгосрочного мирного урегулирования на Украине быть не может, не говоря уже о снятии санкций как части договоренностей. Москва пока не шла на контакт с европейцами, учитывая их ястребиную позицию по главным вопросам, но рано или поздно придется разговаривать. Также в Москве побывал с необъявленным и официально не подтвержденным визитом советник президента Франции. Речь шла о возможном новом контакте Путина и Макрона, но, как сообщил спикер Кремля Дмитрий Песков, «на этой неделе» такой разговор не запланирован. По-своему понятно. Сначала надо все же «обменяться мнениями» с Трампом.