Обновлено в 14:09

Вице-президент США прокладывает на Кавказе «Маршрут Трампа». Джей Ди Вэнс подписал в Ереване соглашение о гражданском ядерном сотрудничестве с Арменией, пообещав до 9 млрд долларов инвестиций за сокращение зависимости от России в энергетике. И Штаты видят в этом не столько коммерческую выгоду, сколько стратегическую, пишет Bloomberg.

Для американских компаний это «возможность побороться за контракт на замену» построенной еще при Советском Союзе Армянской АЭС, отмечают эксперты. В данный момент это единственная действующая атомная электростанция на Южном Кавказе. Эксплуатация комплекса ведется совместно с «Росатомом».

При поддержке России срок ее эксплуатации готовятся продлить до 2036 года, однако армянские власти рассматривают возможность строительства новой атомной станции. Премьер-министр Армении Никол Пашинян по итогам встречи с Вэнсом заявил, что соглашение «откроет новую страницу» в энергетическом сотрудничестве между странами. Что в реальности стоит за «прекрасным энергомаршрутом Трампа» на Южном Кавказе? Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:

Константин Симоновгенеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Соединенные Штаты берут курс на тотальное доминирование в мировой энергетике. Их позиции и так были крепкими. Напомню, что США уже много лет являются крупнейшими производителями нефти, газа. Это самая крупная энергетическая сверхдержава, если брать объемы производства. Сам интерес заключается в том, что Соединенные Штаты фактически стали открыто использовать энергетику как геополитический инструмент. Кстати, в случае с Арменией я думаю, что вполне резонно связывать обещание американских инвестиций в атом с ростом политического влияния на Южном Кавказе. Занятно наблюдать, потому что нас не то что годами, десятилетиями обвиняли в том, что мы используем энергетику как способ политического давления. Даже, помните, придумали термин «энергетическое оружие», «газовое оружие». Сейчас Соединенные Штаты открыто используют энергетику именно как способ политического давления. Что касается коммерческой составляющей этой истории с потенциальной заменой советской атомной станции в Армении, большой вопрос, насколько это выгодно и интересно, потому что многие проекты в области атома не столько связаны с коммерческим успехом, сколько с элементами политического доминирования в регионах. Суть проблемы в том, что в Армении есть еще советский реактор, многократно в Армении ставился вопрос о том, как его заменить. Денег в Армении на это нет, вариантов рассматривалось несколько. Конечно, там и «Росатом» был готов принимать участие. Опять же вопрос — это коммерческий для него был проект или же скорее геополитический. Для американцев, конечно, там не будет рентабельности, поэтому я это рассматриваю в данном случае как политическую декларацию. Я часто слышал точку зрения, что Трамп займется Западным полушарием. Я всегда относился к этому с огромным скепсисом, потому что у Трампа на кепке написано «Сделаем Америку снова великой», а не «Сделаем Америку великой в Западном полушарии». Трамп исходит из идеи глобального доминирования США. Перефразируя одного российского политика, Трамп хочет, чтобы США было дело до всего. В этом плане абсолютно неудивительно, что Америка резко активизировалась, в том числе и в регионе Южного Кавказа».

В Армении Джей Ди Вэнс посетил музей геноцида армян, а сегодня отправится в Азербайджан. Ранее Дональд Трамп говорил о желании заключить с Баку серию контрактов на поставки полупроводников и военной продукции, в том числе бронежилетов и катеров. Кроме того, «Маршрут Трампа» должен связать основную территорию Азербайджана с эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой — через территорию Армении.

О том, будут ли переговоры с Алиевым такими же успешными, как с Пашиняном, и как Москва отреагирует на этот интерес Трампа к Кавказу, рассуждает эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» Алексей Наумов:

Алексей Наумов эксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол» «В центре внешнеполитических устремлений администрации Трампа лежит одна главная цель — это противостояние Китаю и заработок денег по возможности. Южный Кавказ выглядит логичной точкой приложения усилий. Во-первых, мы понимаем, что в последние годы растет взаимодействие Армении, Азербайджана с Китайской Народной Республикой. Трамп считает возможным оказывать противодействие этому тренду. Плюс сейчас отношения Москвы и Еревана, Москвы и Баку переживают не лучшие времена, и здесь, очевидно, можно воспользоваться ситуацией, с точки зрения Трампа, заручиться поддержкой со стороны этих государств и заработать денег. Потому что, как мы видим, сейчас предлагают США странам Южного Кавказа — это кооперация экономическая и есть совместные учения с НАТО. В целом это стратегия заработка денег и стратегия противодействия Китайской Народной Республике. В центре этих усилий не лежит идея противостояния России, скорее это побочный эффект. Что касается планов Вэнса на Азербайджан, здесь также может быть утверждена экономическая кооперация. Здесь нет противоречия с Турцией, Турция не является противником США, она член НАТО, но тем не менее здесь нет глобального противоречия. Укрепление отношений Азербайджана и США не является проблемой для Турции. Москва, я полагаю, будет вести себя сдержанно, поскольку рычагов воздействия на эту ситуацию остается не так много. Кроме того, мы понимаем, что руководство России сейчас не хотело бы портить отношения с руководством Азербайджана и Армении. Ситуация находится не в самом радужном положении сейчас».

Летом 2025 года в Белом доме прошли переговоры президента США с лидерами Армении и Азербайджана. По итогам встречи они подписали трехстороннюю декларацию об установлении мира и межгосударственных отношений между Ереваном и Баку. До переговоров США и Армения подписали эксклюзивное соглашение о Зангезурском коридоре: он передается Штатам на 99 лет и будет называться «Маршрутом Трампа ради международного мира и процветания».