Правительство Великобритании продлило до 13 августа срок генеральной лицензии для дочерних фирм российской компании «Лукойл» в Болгарии. Лондон включил в санкционный список «Лукойл» 15 октября 2025 года. Лицензия для «дочек» компании должна была закончиться 14 февраля этого года, после чего в отношении них начинал бы действовать режим санкций.

Генеральная лицензия включает в себя компании Lukoil Bulgaria, Lukoil Neftochim Burgas, Lukoil Aviation Bulgaria и Lukoil Bunker Bulgaria.

Что даст отсрочка санкций «Лукойлу» и почему принято подобное решение? Рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

— Лицензия продлевается со стороны Великобритании для того, чтобы позволить «Лукойлу» и покупателям его активов завершить все сделки. То есть купить со сниженной стоимостью из-за санкций и продать уже по более высокой цене. Возможно, если сделка будет носить неэксклюзивный характер, то, кроме Carlyle, изначально будут участвовать другие компании — кто-то, кто может претендовать на активы «Лукойла», например, в Восточной Европе, это в том числе нефтеперерабатывающие заводы в Румынии и Болгарии. Чтобы эти новые покупатели либо Carlyle могли спокойно купить — а сделка еще не закрыта, — и продлеваются эти исключения из санкций. Сейчас начинается процесс бесшовности санкций, то есть когда нет отдельно американских и британских санкций, а есть их прямые пересечения.

— Тогда что это означает для «Лукойла» и для Болгарии?

— Для «Лукойла» это означает возможность осуществить сделку с Carlyle либо с кем-то еще из партнеров, если сделка с Carlyle будет неэксклюзивной. Понятно, что «Лукойл» вынужден продавать активы с дисконтом, это минус, но он хотя бы что-то получит. Если бы тенденции развивались без сделки, можно было бы дождаться эффекта национализации этих активов без компенсации, как произошло, скажем, с активами «Газпрома» в Польше и ФРГ. Поэтому в этом смысле «Лукойл» выигрывает — по крайней мере, какие-то деньги он получит. Соответственно, скорее всего, в рамках этой сделки «Лукойлу» будет разрешено забрать эти деньги со счетов западных банков и перевести в удобную юрисдикцию — в Россию или на Ближний Восток. Смысл в том, что как раз для этого покупатели должны пролоббировать режим исключения из санкций, чтобы деньги «Лукойла» не зависли в чужих банках. Это, скорее всего, облегчение работы болгарского НПЗ в Бургасе, который до сих пор принадлежит «Лукойлу», пока сделка не закрыта. Чем меньше накладывается ограничений или чем больше исключений из санкций действует, тем меньше оснований ожидать топливного кризиса в Болгарии.

Американский Минфин включил «Лукойл» в санкционный список 22 октября, выдав лицензию на сворачивание операций сроком до 21 ноября. Вскоре нефтяная компания объявила о намерении продать зарубежные активы. Договоренность о продаже была достигнута в конце января с одной из крупнейших в мире инвесткомпаний Carlyle.