Сэкономить на пошлинах внутри ЕАЭС больше не получится. С 1 апреля Минпромторг уравнивает правила уплаты утильсбора для частных лиц и компаний. Теперь физлицам придется платить за «серый» ввоз по полной стоимости, и сэкономить на растаможке при покупке машины в Киргизии, Белоруссии, Казахстане или Армении не выйдет.

Как эта схема работает сегодня? Человек покупает машину, например, в Киргизии или Белоруссии, оформляет ее на себя как на физлицо и платит пошлину не с реальной цены, а с заниженной — это разрешают местные таможенные правила.

В Киргизии, к примеру, часто оформляют так называемый ТПО, таможенный приходный ордер, где стоимость машины указана намного ниже действительной. Потом авто ввозят в Россию. По закону если машина ввозится для личного пользования, ее нельзя сразу продать — нужно либо подождать год, либо заплатить коммерческий утильсбор. Но даже если заплатить, итоговая цена все равно получится ниже рыночной — на пошлинах сэкономили прилично.

За прошлый год через одну только Киргизию в Россию ввезли больше 53 тысяч новых машин и почти 3 тысячи подержанных. Из Белоруссии пришло еще около 17 тысяч новых и 19 тысяч с пробегом. И значительная часть этого потока — именно частники. Это данные «Автостата».

С 1 апреля эта схема будет уже не такой выгодной. Если человек оформил машину в Киргизии с заниженной стоимостью, на границе с Россией ему выставят счет с учетом реальных цен. Эксперты отмечают, что такие авто могут серьезно подорожать. Насколько? Все зависит от модели, от того, как ее растаможивали, в какой стране, по какой схеме и сколько удалось сэкономить. Если взять, к примеру, свежий двухлитровый BMW X5 за 10 млн, то это будет 2-3 млн рублей. Продолжает главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru Максим Ракитин:

Максим Ракитин главный редактор сетевого автомобильного издания Quto.ru «Рост цен означает, что автомобилей по льготным ставкам, которые существуют в Кыргызстане, будет ввозиться меньше. Соответственно, рынок наш станет менее разнообразным и продажи, в общем, в штуках на российском рынке могут упасть еще, хотя, по-моему, уже даже некуда. И плюс ко всему это возможность (не теоретическая) возникновения всяких историй с доплатами, которые возникнут в итоге в России у владельца автомобиля. Это могут быть какие-то там подделки, все что угодно. В какой-то момент, до принятия этого окончательного документа, возникнет большое количество «компаний», «помощников» и прочих людей, которые просто-напросто будут своих покупателей и потенциальных клиентов кидать на деньги».

Также эксперты не исключают, что владельцам автомобилей, ввезенных по заниженной стоимости в прошлом году, придет требование доплатить разницу. Похожий случай уже был в конце прошлого года с машинами из Казахстана: тогда ФТС пересчитала утильсбор, и люди получили письма счастья. Причем деньги просят не с продавца, а с владельца.

Основная задача Минпромторга — перекрыть каналы, по которым люди уходят от полной уплаты пошлин. Если вы покупаете машину в салоне у официального дилера или привозите ее напрямую, например, из Японии, Европы, Южной Кореи или США и растаможиваете по тем самым высоким ставкам, о которых столько говорили в прошлом году, — для вас ничего не меняется. Ровно как и для дилеров с дистрибьюторами. Да, цены на авто вырастут, но это не самое страшное, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Люди, которые покупают дорогие автомобили, скрипят зубами, но даже при полной растаможке будут эти автомобили покупать. Покупал за 15 млн, значит, купит и за 17 млн. Дешевых-то нет в этих каналах, ну, более доступных машин. Да, кто-то из покупателей откажется. Хуже, если ввоз автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил, который пока еще разрешен по льготам, будет расти: вот это вот будет плохо для многих людей, которые привозят себе праворульную машину за 1,5 млн из Японии, за 2-5 млн из Южной Кореи. В начале декабря я спрашивал у министра промышленности и торговли Антона Андреевича Алиханова: есть ли у министерства или у кого-то планы, чтобы и эту возможность закрыть? Он тогда ответил — нет. Потому что в этом сегменте у нас работает промышленность, предложение большое. Но мы понимаем, что, если наших автомобилей будет продаваться по-прежнему немного, а прошлый год был провальным, а альтернативный ввоз будет расти, кому-то все равно эта идея придет. И вот тогда, конечно, людям будет больнее».

Параллельно с этим решили сделать послабление для туристических автобусов отечественной сборки: ввести пониженные коэффициенты при расчете утильсбора. Это должно помочь заводам вроде «Соллерса», «Волгабаса» и группы «ГАЗ» быстрее наращивать производство, получать больше оборотных средств и обновлять автопарк в туротрасли. По данным Минпромторга, совокупные ежегодные объемы производства таких автобусов в России могут превышать 18 тысяч единиц. Актуальную статистику, сколько сейчас в стране отечественных моделей, в открытом доступе найти не удалось.