США готовы вернуться к ядерным испытаниям на «равной основе» с Россией и Китаем. Об этом сообщил помощник госсекретаря США по контролю над вооружениями и нераспространению Кристофер Йа. Он отметил, что возврат к ядерным испытаниям не значит, что США будут проводить мегатонные взрывы. Представитель Госдепа также сообщил, что между Москвой и Вашингтоном нет договоренности продолжать соблюдать ограничения в соответствии с ДСНВ. Он отметил, что этот вопрос находится в компетенции президента США.

Ранее сообщалось, что Дональд Трамп намерен заключить новое соглашение, так как ДСНВ не охватывал Китай. Сейчас в Госдепе сообщили, что американский президент предлагает Китаю начать переговоры, чтобы предотвратить гонку ядерных вооружений. Белый дом считает, что Пекин наращивает ядерный потенциал для достижения паритета с ведущими ядерными державами. Утверждается, что Китай в 2020 году уже проводил ядерные испытания.

Что все это значит? Рассуждает академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Арбатов:

Алексей Арбатов академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Это означает, что Соединенные Штаты говорят: «Давайте мы возобновим испытания и не будем возражать против того, чтобы Россия и Китай тоже возобновили испытания». Но руководство Соединенных Штатов очень плохо представляет себе то, как организуется контроль над вооружениями, в частности ядерными испытаниями. Если США, Россия, Китай возобновят испытания, то, вполне вероятно, другие государства тоже их возобновят. И они вовсе не обязательно будут следовать каким-то оговоренным правилам — по мощности, по типу испытаний (под землей, в атмосфере, под водой). Они будут решать эти вопросы по-своему. И мы через короткое время увидим очень много государств, которые испытывают ядерное оружие совершенно по-другому, нежели это предлагают делать Соединенные Штаты. Истек договор об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений, который мы называем ДСНВ. Соединенные Штаты говорят: раз договора больше нет, мы, значит, вольны делать со стратегическими вооружениями то, что считаем нужным, безо всяких ограничений. Они считают, что должны своим ядерным потенциалом сдерживать двух более-менее равных им противников, чего раньше никогда не было. Раньше был только один равный противник — Советский Союз, потом Россия. Теперь они говорят, есть два — Россия и Китай. Если выражаться профессионально, это значит, что Соединенные Штаты, к примеру, будут из хранилищ в первую очередь в ближайшем будущем изымать ядерные боеголовки, которые туда в свое время были отправлены в ходе сокращений количества боеголовок по договору СНВ-3, возвращать их на ракеты и будут таким образом не наращивать количество ракет (наращивать ракеты дорого и долго), а очень быстро наращивать количество боеголовок на ракетах. Это просто и быстро».

США не исключают, что им удастся достигнуть понимания с Россией и Китаем по вопросу о ядерных испытаниях и мерах контроля в этой сфере, отметили в Госдепе.

Также Вашингтон считает, что все ядерные страны должны присоединиться к переговорам о ядерном разоружении.