Каждый год из-за деятельности человека гибнут до 300 тысяч китов
19 февраля — день защиты морских млекопитающих, 40 лет назад вступил в силу мораторий на охоту на китов. Однако киты и дельфины гибнут до сих пор. Как можно переломить ситуацию?
Читать на полной версииОколо 300 тысяч китов гибнут каждый год из-за человека — и это без учета промысла и охоты, которые продолжаются и сейчас. 19 февраля — день защиты морских млекопитающих: 40 лет назад вступил в силу мораторий на охоту на китов. Это один из первых мировых договоров, который фактически уничтожил целую китобойную отрасль.
Но и сейчас проблема не исчезла, подчеркивает сопредседатель и учредитель Фонда защиты китов Василий Борисов:
Василий Борисов сопредседатель и учредитель Фонда защиты китов «Из-за человека в год гибнут около 300 тысяч китообразных, это помимо китобойного промысла Норвегии, Японии, Дании и Канады, охоты малых народов России, США, которые продолжают охоту на китов. В первую очередь это морская логистика. Тысячи судов, танкеров и сухогрузов таранят китов, режут их винтами. Фото можно найти в интернете: киты и дельфины гибнут в массовом порядке в тралах рыболовных компаний, а из-за массового вылова криля в Антарктике киты просто умирают от голода, там некоторая популяция под угрозой исчезновения. Самая страшная история — это брошенные сети, это смертельная ловушка не только для китов, а для всей морской фауны. Там гибнут тысячи, десятки, сотни тысяч животных. Глобальная торговля, которая использует пластик, — это тоже угроза. Около 300 млн тонн пластика в год попадает в океаны, это примерно 128 пирамид Хеопса. За четыре года экспедиция нашего фонда только териберский берег почистила на несколько тысяч мешков пластикового мусора. Что же делать, если так пойдет и дальше, и угрозы для океана, так же как и климатические изменения, будут нарастать. Мировые правительства будут вынуждены пойти на неудобные меры, как в 1986 году. Может быть, не на запреты, но уж точно на существенные ограничения. Поэтому и бизнесу, и государству необходимо от алчного использования океана перейти к разработке новых технологий самоограничения. Это миграционные заповедники в массовом порядке на путях миграции китов, снижение скоростей торгового флота, технологии мониторинга и обнаружения китообразных, системы отпугивания китов и дельфинов от сетей. Конечно, новые виды пластика или существенные ограничения по его применению».
Есть примеры, когда получается договариваться с государством, рассказывает Борисов. В последние несколько лет из-за потепления на Белом море было мало льда, из-за этого гибнут детеныши гренландских тюленей. Фонду защиты китов удалось договориться с капитанами судов на Северном морском пути, чтобы транспорт обходил ледяные поля, где рожают тюлени.
С бизнесом договориться сложнее. В Мексике и России на грани исчезновения два вида морских свиней — это вид дельфинов. Речь о вакитах, которых осталось всего десять особей, и азовки — их несколько сотен. Они по-прежнему гибнут в сетях рыбаков.