Дети трудовых мигрантов должны будут покидать Россию по достижении 18 лет. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Если поправки будут приняты, дети мигрантов смогут оставаться в России на время действия разрешения на работу их родителя при условии оплаты им авансового платежа по НДФЛ на себя и на каждого ребенка. При этом, когда им исполнится 18 лет, они должны будут покинуть страну в течение месяца либо подать в указанный срок заявление на выдачу патента.

Основаниями для отказа в выдаче патента иностранцу могут стать отсутствие в базах данных какой-либо информации о нем либо ситуация, когда его официальный заработок не дотягивает до регионального прожиточного минимума с учетом всех иждивенцев.

Комментирует специалист по подготовке документов миграционного агентства «Мигра-Про» Раиса Мишарина:

Раиса Мишарина специалист по подготовке документов миграционного агентства «Мигра-Про» «С точки зрения права инициатива крайне спорная. Семейный кодекс исходит из приоритетов интересов ребенка и его права жить и воспитываться в семье, а здесь мы видим механизм, который может принудительно разлучить семью, если восемнадцатилетний ребенок не сможет одномоментно превратиться в самостоятельную экономическую единицу. Более того, для детей, которые выросли в России, для которых русский язык и культура родные, такая перспектива депортации выглядит как нарушение базовых гуманитарных принципов. Безусловно, это создает огромный риск того, что эти дети по наступлению 18 лет автоматически становятся нелегальными мигрантами. Представьте себе вчерашнего школьника: ему нужно не просто найти работу, а найти ее официально, с зарплатой выше определенного порога и быстро оформить патент, и еще заплатить взнос. Это сложная задача. Даже для гражданина России это окажется невыполнимой миссией. И они автоматически пополнят ряды нелегалов просто потому, что не смогли вписаться в новые жесткие рамки. Получить патент — это уже квест. А получить его молодому человеку без опыта работы, чтобы его доход сразу соответствовал нормативам, — это квест повышенной сложности. Проще говоря, на практике это создаст коллапс миграционных центров и почву для ошибок и злоупотреблений. С одной стороны, здесь есть экономическая логика. Государство стремится к тому, чтобы миграционные процессы были экономически прозрачны, а мигранты — финансово самодостаточны. Идея в том, что глава семьи должен подтверждать свою способность содержать не только себя, но и своих детей, не создавая при этом дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру. С другой стороны, очевидно, что это также приведет к ужесточению миграционной политики, вводя новые финансовые требования и привязывая право ребенка на пребывание в стране к доходам родителей. Государство повышает порог входа и отсеивает тех, кто не соответствует новым, более строгим экономическим критериям. Однако законопроект не учитывает реальную экономику регионов. Стройка, сельское хозяйство, ЖКХ во многих областях держатся на труде мигрантов как раз потому, что зарплаты там невысокие. Если для легального пребывания в семье мигранту нужно будет зарабатывать условно 80-100 тысяч, он просто не пойдет на работу с зарплатой в 40 тысяч. И в итоге эти регионы и отрасли столкнутся с острым дефицитом рабочей силы».

Впрочем, эта инициатива позволит лучше контролировать пребывание иностранцев в России. В рамках трудового законодательства это абсолютно логичная норма, уже применяемая в западных странах. Продолжает председатель Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области Абдукарим Атажанов:

Абдукарим Атажанов председатель Национальной культурной узбекской диаспоры Твери и Тверской области «За эти 35 лет трудовой миграции в Российской Федерации допущено много ошибок. Каждый раз принималось новое законодательство, каждый раз вводились какие-то поблажки. Все это уже забыто, и то, что сейчас предлагается, — это результат осмысления предыдущих ошибок. Поэтому я считаю, что новые меры правильны. Это обоюдно выгодные деньги. Но при чем тут семья? Извините, вы же, когда идете на рыбалку, не берете с собой всех детей, бабушек и дедушек? А сюда человек приехал зарабатывать. Зачем ему отвлекаться от работы? Ты поехал зарабатывать деньги или нет? Я имею в виду, что сейчас, когда жены и дети спокойно ходят здесь. Наконец пришли к нормальному, разумному решению. Посмотрите на Англию: там, по-моему, 8 тысяч или 10 тысяч человек сезонно привлекают на сельскохозяйственные работы. Никто ведь не живет там с семьей. Жен и детей не забирают с собой на заработки ни в Англию, ни в Америку. Если только у человека грин-карта — тогда да. А при сезонном заработке никто никогда семью не забирает: ни времени нет, ни денег не хватает. О чем тут говорить? Россия чем хуже Англии?»

Кроме того, законопроектом предлагается отзывать разрешение на временное проживание (вида на жительство) в России, если иностранец проработал менее 10 месяцев в году, а его заработок оказался ниже установленного минимума на него самого и его семью (с применением регионального коэффициента). ФНС будет в автоматическом режиме направлять в полицию сведения об уровне доходов приезжих работников по итогам каждого квартала.