Сенат США одобрил финансовую реформу Обамы. Ранее законопроект приняла нижняя палата конгресса. Как ожидается, уже на следующей неделе его подпишет президент. Документ, который получил название по именам авторов — «правила Додда-Фрэнка», предусматривает самые радикальные преобразования в финансовой системе США со времен великой депрессии.

60 против 39-ти. Исторический закон, несмотря на критику многих экспертов, смог собрать необходимое число голосов. В документе 2323 страниц. Он предусматривает все аспекты, касающиеся деятельности компаний, и вводит так называемое «Правило Уолкера». Регуляторы получат фактически безграничную власть над Уолл стрит. Они будут следить, куда и сколько вкладывается денег, контролировать, чтобы компании не разрастались до слишком больших размеров, устанавливать объем бонусов топ-менеджерам. Кроме того, финансовые институты обяжут выделять средства на создание специального фонда на случай новых финансовых «катаклизмов».

По мнению лоббистов законопроекта, виновные в текущем кризисе должны за все ответить. Выступая на пресс-конференции, Барак Обама выразил уверенность в том, что американская экономика больше не испытает подобных потрясений:

«Эта реформа защищает американских граждан. Им теперь не придется платить за ошибки Уолл стрит. Нам не нужен второй Lehman Brothers или AIG. Если какая-нибудь крупная компания потерпит крах, новые правила регулирования финансовых институтов позволят избежать возникновения угрозы для ее акционеров и в целом национальной экономики».

Республиканцы раскритиковали реформу. По их мнению, она абсолютно неэффективна. Вот что заявил на голосовании лидер меньшинства в сенате Митч Макконнелл:

«Администрация президента просто использует кризис как предлог, чтобы взять под контроль весь финансовый сектор. Законопроект никак не затрагивает основные причины рецессии. Зато создает бесконечную волокиту и бюрократию. Это все обременит и крупные корпорации, и мелких индивидуальных предпринимателей. Реформа приведет к сокращению объемов кредитования и не даст возможности компаниям расти в тяжелые времена, которые сейчас переживает экономика. В итоге простые граждане, которых, как говорят демократы, они пытаются защитить, не выиграют, а, наоборот, потеряют».

Еще резче по поводу новых финансовых мер высказывался до голосования в нижней палате Конгресса лидер республиканского меньшинства Джон Бэйнер. По его мнению, принять такую реформу в отношении компаний — всё равно, что угрожать ядерным оружием муравью. Подобный пассаж не обошел вниманием и президент, иронично прокомментировав его во время выступления в Висконсине.

Большинство экспертов пока осторожны в прогнозах. По мнению главного инвестиционного стратега компании Raymond James Джеффа Сота, высказанному в эфире телеканала Блумберг, возлагать большие надежды на документ не стоит:

«Я не думаю, что реформа серьезно повлияет на Citygroup и Bank of America. Потому что торговля деривативами не является их основным бизнесом, против чего и направлен законопроект. Но он может отразиться на Goldman Sachs и Morgan Stanley. В целом, я считаю, что политики далеки от реальности. Они просто играют вслепую. И всегда поступают одинаково, когда им в конце концов приходится нести ответственность за происходящее со страной. Политики перекладывают вину на других, в данном случае — на бизнес».

Закон о финансовом регулировании стал второй крупной победой команды Обамы после утверждения реформы здравоохранения.

Ольга Бояринцева