Надежды мои оправдались. Полны идей и энергии читатели портала BFM. Преодолели переусложненную процедуру регистрации (я сам попробовал, после написал редактору, что процедуру надо облегчить, чтоб не отбить у читателя спонтанного желания к дискуссии). И главное, прекрасные вопросы поставили! Часть по-английски! На все постараюсь ответить.

Провокация удалась. На мой некорректный вопрос об СССР и Интернете (история не имеет сослагательного наклонения!) была правильная реакция: а Китай?!

Многие из нас смотрят на Великую Восточную державу, кто с восхищением, кто с завистью, кто с привычным европейско-патриотическим презрением. Последнее легко проходит у побывавших в Шанхае или Шэньчжэне.

Выскажу свое мнение. 3 причины тому, что в Китае капитализм и Интернет получились, а в СССР не могли.

1. Дисциплина и квалификация чиновников. Китайские вымуштрованы со времен Конфуция. Советские – развращены со старорусских времен, больше полагаются на «идеологическую установку» и наполнение собственного кармана (последняя склонность полностью восторжествовала с крушением идеологии). Воспитаны были в большевистской ненависти к торговле и предпринимательству. Закреплено это было и в Уголовном кодексе.

Помню, как в 1988, когда появились первые «коммерческие» магазины, выступал по областному телевидению первый секретарь ростовского обкома: «Цены в этих магазинах: дубленка - 3000 руб., магнитофон Грундиг – 3500 руб., (импорт компьютера был тогда немыслим — ЮД)... Закрыть спекулянтов немедленно!» Приказ, аналогичный денсяопиновскому, «поддержать капитализм», был бы местным советским партруководством безусловно саботирован. Ненависть к коммерции была у него в крови. Только, ловко обманув обкомовских руководителей, пересадив их в кресла облсоветов, смог Горбачев ввести зачатки «ползучего» капитализма. Ну и начался ввоз компьютеров! Именно на импортных компьютерах сделали себе состояния тысячи молодых предпринимателей. Без импортных компьютеров не было бы в РФ никакого Интернета.

2. Ореол секретности. Я не историк, не знаю, со времен ли царской тайной полиции повелось это, или привили ЧК и КГБ, но при словах «Гостайна, совершенно секретно» здравый смысл в нашей стране всегда был бессилен. Я уже писал об «опечатывании» пишущих машинок и светокопиров в праздничные дни. Книга Д.Карнеги «Как завоевать друзей» была издана в СССР под грифом секретности. Обыски, посадки людей за безобидный самиздат...

Разумеется, что паранойя секретности не прекратилась и в постсоветское время. Я писал о «разрешениях на ношение мобильных телефонов», просуществовавших до 2000 года. Навигаторы GPS и компьютерные карты Google были формально под запретом еще 2 года назад. А вот случай из собственной практики: в 1995 году «Ростовская сотовая связь» должна была установить в здании проектного института коммутатор и базовую станцию Ericsson. В последний момент ФСБ запретила: институт вел секретные разработки, опасались, что Ericsson установит «закладки» в своем оборудовании для подслушивания «гостайны» на нижних этажах. Никакие аргументы, что, мол, мировой лидер сотовой связи никогда не станет мараться мелким шпионажем, не помогли. Пришлось экстренно перебазироваться.

До сего дня продолжают секрет. отделы мучить ученых провинциальных университетов, пожелавших послать статьи в международные журналы, бессмысленными экспертизами. А потом правительственные люди удивляются, почему так мало публикаций в международных журналах? Вот, пытаюсь представить: как боролись бы советские Первые отделы с вседоступностью информации в Интернете. Уверяю Вас, ограничением доступа к 0,5% мировых сайтов, как рациональные китайцы, не ограничились бы. 50%? Скорее, вовсе запретили бы.

3. Ксенофобия или открытость мировому опыту. В течение многих десятилетий КНР за государственный счет посылает до 40 тысяч лучших студентов учиться в лучших американских университетах. Причем это — дорога с двусторонним движением. Ученые и технократы китайского происхождения постоянно мигрируют между США, Европой, КНР.

В СССР привилегия обучения в западных университетах была доступна разве что единицам детей дипломатов. Да даже сегодня мало того, что нет госпрограмм обучения за рубежом, когда такие программы финансируются западными фондами, мы то и дело узнаем, как провинциальные ФСБ блокируют посылку учеников в США по ксенофобской привычке.

Когда перед китайским государством стал вопрос: дать народу интернет-доступ к мировым информационным ресурсам или изолироваться, они выбрали первое на 99,5%(блокировать пытаются лишь сайты, связанные с внутрикитайским диссидентством, да и эти блокировки обходятся с помощью сервис-отражателей). Мотивация: интернет-изоляция обрекла бы нацию на технологическое и идейное отставание. Полагаю, что советский КГБ принял бы изоляционистское решение. Приоритетом были чистота идеологии, секретность, а не развитие нации. 

Вот мое мнение по полемику наших активных читателей konstanzer и nikolay49 (с доводами последнего полностью согласен). Если б сошлись СССР с Интернетом, произошло бы одно из двух: либо ЦК КПСС и КГБ Интернет запретили и технологическое отставание страны усугубилось, либо разрешенный Интернет окончательно бы обрушил агонизирующую советскую идеологию открытостью, самиздатностью, некоподконтрольностью.

А что касается вопросов Lowcostera и Евгения по тарифам, замечу, что проблемы эти также унаследованы из прошлого. Этот корень зла зовется монополия, слабая конкуренция. Я сам – поклонник лоукостеров, то бишь дискаунтеров (в русском пока даже слова не придумали, что очень симптоматично!). Стараюсь купить мебель и утварь в IKEA (обратите внимание, как их «пускали», а в некоторые регионы так и не пустили!). Летать авиадискаунтерами (но вот прилетишь на СкайЭкспресс в иной региональный аэропорт, подождешь полчаса подачи трапа – пока из соседнего лайнера выйдут все пассажиры региональной авиакомпании, призадумаешься!)

Российская сотовая связь – полуисключение. Подробнее об этом здесь. «Полу» -потому, что до поры до времени МТС, Билайн и Мегафон по-честному конкурировали между собой. И еще потому, что на половине территории РФ сотовые дискаунтеры работают. Предоставляют низкий и без хитростей тариф, заставляют «большую тройку» снижать плату. Вот пример, сравните Питер и Москву: в столице тарифы на 50-70% выше. Основная причина: в Питере работает дискаунтер TELE2.

И, наконец, читателю Valery1, написавшему на прекрасном американском английском о слухах по вреду сотовой связи: Подать иск в американский суд против сотовых компаний. Иск будет далеко не первым. Десятки предыдущих безуспешны, в отличие от миллиардных сумм выигранных у табачников, алко- и фармопроизводителей. Но вдруг прокатит?!

В общем, как говорил 5-й Генеральный секретарь Компартии Китая Дэн Сяопин: «Обогащайтесь!»

Жду новых вопросов, комментариев по технологии, идеологии, подкупности американских судов и неподкупности Россвязьнадзора