После летнего отдыха, когда европейцы попытались забыть обо всех проблемах, загорая на пляжах, настало время посмотреть в глаза реальности. Ведь фундаментальные проблемы еврозоны не решены, пишет в своей статье известный экономист Нуриэль Рубини.

Во-первых, пакет финансовой помощи объемом триллион долларов в мае позволил предотвратить близкую угрозу дефолта Греции и распада еврозоны, но сейчас спреды по гособлигациям стран европейской периферии вернулись к уровням, которые отмечались на пике кризиса в мае.

Во-вторых, наспех состряпанные «стресс-тесты», призванные убедить рынки, что европейским банкам нужно привлечь всего 3,5 млрд евро дополнительного капитала. А теперь одному только Anglo-Irish Bank на затыкание финансовой бреши может потребоваться до 70 млрд евро, что вызывает также опасения по поводу реального состояния других ирландских, испанских, греческих и немецких банков.

Наконец, некоторое ускорение подъема в экономике еврозоны во втором квартале оказало поддержку евро и финансовым рынкам, но сейчас очевидно, что улучшения были временными. Страны на периферии еврозоны по-прежнему показывают сокращение ВВП (Испания, Ирландия и Греция) или слабый рост (Италия и Португалия).

Даже по поводу временных успехов Германии необходимо сделать массу оговорок. Во время финансового кризиса 2008–2009 годов в Германии, ввиду ее зависимости от мировой торговли и глобального спада, ВВП упал намного сильнее, чем в США. Промежуточное восстановление после такого жесткого падения неудивительно, но объемы выпуска в Германии по-прежнему ниже докризисного уровня.

Более того, в Германии и остальных странах еврозоны действуют все факторы, которые ведут к замедлению роста в самых развитых экономиках во второй половине 2010 и в 2011 году. Бюджетно-налоговое стимулирование оборачивается бюджетно-налоговым аскетизмом и тормозит рост. Корректировка запасов, которая в значительной степени определяла рост ВВП в последние несколько кварталов, закончилась, и экономическая политика, позволявшая «красть» будущий спрос (вроде программы «деньги за автохлам» по всей Европе), также завершилась.

Замедление глобального роста — и фактически риски повторной рецессии в США и Японии — неизбежно будет тормозить экспортный рост, даже в Германии. Действительно, последние данные из Германии — снижение экспорта и фабричных заказов, вялый рост промпроизводства и падение инвестиционного доверия — указывают на то, что замедление уже началось.

На периферии триллионный пакет финансовых мер и «нестрессовые» стресс-тесты привели лишь к тому, что трудности были отброшены на будущее, но фундаментальные проблемы остаются: огромные дефициты бюджета и огромные массы госдолга, которые очень трудно сократить при условии слабых правительств и общественного протеста против государственных мер экономии и структурных реформ; огромные дефициты текущего сальдо платежного баланса и внешние обязательства частных компаний, которые будет трудно пролонгировать и погашать; потеря конкурентоспособности (на фоне продолжающегося в последние десяти лет снижения рыночной доли трудоемкой экспортной продукции в развивающиеся страны, повышения удельных трудовых издержек на единицу продукции и укрепления евро до 2008 года); низкий потенциальный и фактический рост, огромные риски банков и финансовых институтов (за исключением Италии).

По этим причинам Греция неплатежеспособна и неизбежна вынужденная реструктуризация госдолга. По этой причине Испания и Ирландия столкнулись с серьезными проблемами, поэтому же не может быть никакой успокоенности даже в Италии, где относительно стабильное бюджетное положение, но среднедушевой доход не растет в течение десяти лет и практически не проводятся структурные реформы.

Поскольку фискальный аскетизм означает усиление давления на экономику с угрозой рецессии и дефляции в краткосрочном периоде, для компенсации этого эффекта необходимо было бы дополнительное монетарное стимулирование и поддержка роста внутреннего спроса посредством откладывания мер фискальной экономии на более поздние сроки — в Германии. Но два крупнейших игрока, определяющих экономический курс в еврозоне — ЕЦБ и правительство Германии — не хотят ни того, ни другого, надеясь, что хороший показатель ВВП за один квартал — это уже тенденция.

По сравнению с периферией, в остальных странах еврозоны, ситуация едва ли намного лучше: может быть, линчеватели облигаций во Франции еще не проснулись, но динамика экономики там в лучшем случае вялая и определяется она мини-бумом в строительстве. Безработица превышает 9%, бюджетный дефицит — 8% ВВП (больше, чем в Италии), госдолг резко растет. С приходом к власти Николя Саркози много говорил о структурных реформах. Теперь он существенно сдал позиции даже внутри своей собственной партии и проиграл региональные выборы левым (единственный случай в Европе за последнее время, когда выборы завершились с перевесом левых). С учетом того, что на выборах в 2012 году ему предстоит серьезная борьба с кандидатом от социалистической партии — скорее всего, с Домиником Стросс-Каном [нынешний глава МВФ], — Саркози, вероятно, отложит серьезные меры экономии и пойдет лишь на «косметические» структурные реформы.

Бельгийский премьер-министр Ив Летерм (Yves Leterme), ныне председательствующий в ЕС, говорит об укреплении единства и координации европейской политики. Но, похоже, он не в состоянии обеспечить единство в собственной стране, не говоря уже о Европе. Даже немецкий канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) на фоне роста экономики Германии теряет позиции в своей коалиции. Другие европейские лидеры также встречают жесткую политическую оппозицию: Сильвио Берлускони в Италии, Хосе-Луис Родригес Сапатеро в Испании, Георгиос Папандреу в Греции. Во многих странах Европы политика приобретает националистический и нативистский характер, что выражается в негативной реакции по отношению к иммигрантам — выпады против цыган, исламофобия и подъем крайне правых партий.

Таким образом, еврозона, которой необходима фискальная экономия и аскетизм, структурные реформы и правильная макроэкономическая и бюджетная политика, в политическом смысле ослаблена как на уровне ЕС, так и на национальном уровне. Поэтому, на мой взгляд, по оптимистическому сценарию, еврозона сможет кое-как перебиваться в следующие несколько лет, в худшем случае (с вероятностью более 30%) еврозона распадется из-за реструктуризации госдолгов и выхода нескольких более слабых экономик.

Преподаватель экономики Stern School of Business Нуриэль Рубини (Nouriel Roubini)