За полгода действия президентских поправок о запрете брать под стражу фигурантов по экономическим делам в Москве освободили всего 36 человек. Таковы данные главы Мосгорсуда. Предпринимателей отпускают под залог, размер которого судьи должны определять по формуле «сколько украл, столько и внеси».

Всего в этом году в московские суды поступило 650 уголовных дел экономической направленности, но лишь 22 обвиняемых были освобождены под залог, еще 14 отправили под домашний арест, сообщила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова:

«Все-таки процесс идет, 36 из 600 — это уже цифра. Если сравнивать с предыдущими годами, там были единицы — меньше 10. Закон принят, и вы знаете, что всех сразу отпустить невозможно, потому что дела экономические очень сложные».

Размер залога для предпринимателя в законе не прописан, там лишь установлен минимальный порог от 500 тысяч рублей, говорит Ольга Егорова:

«Вот моя точка зрения — сколько украл, столько и внеси в залог. Например, на 100 миллионов — вноси свои 100 миллионов и гуляй. Если ты убежал, то мы это все в доход государства. И можем потом вынести заочный приговор: и дело валяться не будет, и пополним казну».

Есть экономические дела, в которых ущерб исчисляется миллиардами. Владельца компании Sunrise Сергея Бобылева обвиняют в хищении более двух миллиардов рублей. На прошлой неделе его отпустили под залог в 10 миллионов рублей, но и эту сумму, как он говорит, найти будет трудно, его бизнес ему больше не принадлежит. А в деле Михаила Ходорковского ущерб достигает 900 миллиардов, и это еще нужно доказать в суде, напоминает управляющий партнер «Легис Групп» Максим Домбровицкий:

«Залог не должен зависеть от количества похищенного или украденного. Но, я думаю, что это ошибка, так как следствие может вменять астрономические суммы, но не факт, что эти суммы будут отражены в приговоре. В дело вступает уже наша обвинительная правоохранительная система. Ходатайство на взятие под стражу, например, удовлетворяется в основном всегда».

Также председатель Мосгорсуда пожаловалась на беспрецедентное давление криминала. Ольга Егорова впервые за свою 40-летнюю работу столкнулась с угрозами: её коллегам стали чаще угрожать расправой. В этом году один судья был убит. Впервые.

Любовь Ширижик