Власти Свердловской области, где будет зарегистрирована «дочка» РЖД, решили снизить налог на прибыль с 18 до 13.5%. Послабление будет распространяться на компании с уставным капиталом более 10 миллионов рублей.

Свердловские депутаты обосновали понижение налогов именно регистрацией «Второй грузовой компании». Выпадающие доходы областному бюджету помогут компенсировать налоги этой «дочки» «Российских железных дорог». В РЖД удовлетворены решением депутатов Свердловской области, говорит глава пресс-службы монополии Дмитрий Перцев:

«Для вновь создаваемой компании большой плюс, что она будет иметь такие налоговые льготы, и понятно, что это позволит ей достаточно хорошо и быстро начать работать».

При принятии решения имело место большое лобби РЖД, уверен партнёр компании ФБК Игорь Николаев:

«Неудивительно, что такие меры принимаются, так как будем помнить, что Мишарин у нас — выходец из железнодорожной отрасли, нынешний губернатор. Но рассчитывать на снижение тарифов не стоит. Есть первая грузовая компания, вот создается вторая грузовая компания. В любом случае, без этого подвижного состава не обойдутся. И конкуренции — ее, все-таки, нет. Возможно, другие участники рынка и будут искать какие-то резервы, но вряд ли они найдут по снижению стоимости, по вагонной составляющей».

Еще до создания второй грузовой компании участники рынка предупреждали о том, что с началом функционирования этой организации тарифы на перевозки грузов только вырастут. На примере «Первой грузовой» было понятно, что «дочка» РЖД не отличается низкими расценками. Теперь, когда почти 60% рынка находится под контролем формально независимых друг от друга «дочек» РЖД, другим перевозчикам будет сложно конкурировать и придется поднимать цены. При этом у них не будет такой экономии на налогах, как у ВГК, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов:

««Вторая грузовая компания» может сэкономить более 50 млн. долларов как минимум. Это приведет к усилению конкуренции на рынке вагонов, и вызовет определенный протест со стороны независимых перевозчиков, которые уже высказывали недовольство относительно того, что российская «Вторая грузовая компания», которую изначально предполагалось приватизировать, останется в собственности РЖД. Также очевидно, что некоторый интерес вызовет со стороны Минтранса при некотором ужесточении противостояния со стороны ФАС, но в целом мне представляется, серьезных изменений этого режима налогообложения не последует».

Федеральная служба по тарифам не может контролировать расценки обеих «дочек» РЖД, потому что и первая и вторая компании занимают долю на рынке не превышающую 35% — порог определения доминирующего положения.

Елена Иванкина