Нобелевские лауреаты получают самую маленькую денежную премию в реальном выражении с 1999 года. Ее номинальный размер во всех шести номинациях с 2001 года неизменно составляет 10 млн шведских крон (1,5 млн долларов). Снижение реальной стоимости призовых связано с последствиями кризиса, негативно сказавшегося на финансовом положении фонда Альфреда Нобеля, пишет Financial Times.

Во время финансового кризиса 2008 года активы фонда подешевели на 22,3%, часть убытков удалось компенсировать, но на конец прошлого года его объем оценивался в 3,11 млрд шведских крон, что почти на треть меньше, чем на пике стоимости — около десять лет назад.

В противоположность нынешней тенденции, в прошлом десятилетии денежный эквивалент премии ежегодно увеличивался.

Замораживание призовых в последние годы совпало с периодом нестабильности на рынках. Это сказалось и на финансовом положении Нобелевского фонда. Управляющие вкладывают средства в разные активы — от акций до недвижимости. Их задача — сохранить состояние шведского промышленника, изобретателя динамита Альфреда Нобеля, которое он передал на выплату премий. Нобель в своем завещании в 1895 году прописал, что средства должны вкладываться в надежные ценные бумаги, а доход ежегодно распределяться в форме призовых выплат тем, кто приносит «наибольшую пользу человечеству».

Стоимость Нобелевского фонда неуклонно снижалась до 1950-х годов, когда шведское правительство позволило смягчить правила, чтобы расширить круг разрешенных инвестиций. Сегодня более половины фонда вкладывается в акции, пятая часть в инструменты с фиксированным доходом, 28% приходится на альтернативные инвестиции, такие как хедж-фонды и недвижимость, сообщает The Financial Times.

Исполнительный директор организации Микаэль Сульман положительно оценивает состояние Нобелевского фонда, который сейчас почти вдвое превышает сумму пожертвований Нобеля с поправкой на инфляцию, пишет Financial Times. Решение о размере будущих премий для лауреатов будет приниматься в апреле будущего года.

Микаэль Сульман подчеркивает, что с учетом роста курса шведской кроны для иностранных получателей премии ее сумма возрастает. На фоне быстрого подъема шведской экономики крона стала для инвесторов способом снизить риски, связанные с долговым кризисом в «еврозоне».

В частности, благодаря валютному фактору выигрывают все объявленные на данный момент лауреаты 2010 года — британский физиолог Роберт Эдвардс и русские физики из Манчестера Андрей Гейм и Константин Новоселов. В британских фунтах эквивалент Нобелевской премии в 10 млн крон существенно вырос — до 930 тыс. фунтов против 668 тыс. фунтов в 2001 году.