16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.45
29 августа 2014, 17:05

Санкции: новая реальность

Лента новостей

Война санкций, которая развернулась в последние месяцы, приводит к ускорению инфляции и росту ставок. Инфляционные ожидания на 2015 год значительно ухудшились и из-за внутренних причин, что делает дальнейшее повышение ставок безальтернативным

Штаб-квартира Совета Европы в Брюсселе.
Штаб-квартира Совета Европы в Брюсселе. Фото: Reuters

Санкции, которых опасались в последние месяцы, теперь уже стали реальностью. Тем не менее восприятие их различается в государственных инстанциях, в банках и в реальном секторе: кто-то обеспокоен меньше, кто-то больше. Важно понимать, что санкции будут воздействовать на состояние экономики по нескольким каналам. Первый канал, так называемый список SSI, определяет ограничения на внешние заимствования. В список SSI попали крупнейшие российские государственные банки, которым теперь нельзя будет заимствовать на американских и европейских рынках более чем на 3 месяца. Они по-прежнему могут проводить платежи в валюте, как свои, так и клиентские, но, видимо, будут вынуждены погашать свои обязательства перед иностранными банками. Второй канал, список SDN, определяет круг игроков, которым запрещены даже платежи в валюте. Но их список невелик, в основном это предприятия оборонной промышленности и Банк «Россия», так что можно говорить о том, что на данный момент действие официальных санкций исчерпывается негативной реакцией долговых рынков, то есть, по большому счету, ростом стоимости денег на российском рынке.

Тем не менее есть еще два важных канала, через которые санкции могут сказаться на состоянии экономики. Не очень понятно, как теперь мировые инвесторы и зарубежные банки будут относиться к российским эмитентам, которые не вошли в санкционный список, в частности, к частным российским банкам и компаниям. С одной стороны, прямых указаний не работать с ними нет, с другой – в результате санкций все российские ценные бумаги могут перейти в категорию более рискованных активов. Ответ на это можно будет получить в ближайшие месяцы, и в случае, если дополнительной эскалации ситуации вокруг Украины не произойдет, то можно рассчитывать на сохранение определенного спроса на эти бумаги со стороны иностранных игроков; однако в случае дополнительного роста напряженности, перспективы могут оказаться гораздо менее благоприятными.

Наконец, большая неопределенность связана с распространением санкций на торговые потоки. Решение России ограничить импорт продовольствия из стран, которые ввели или поддержали санкции против России, перевело противостояние из политической и финансовой плоскостей в плоскость международной торговли. Это решение уже стало причиной роста цен в августе этого года на 0,2%, хотя традиционно в этом месяце наблюдается либо нулевая инфляция, либо дефляция. В итоге, несмотря на заморозку тарифов, инфляция в этом году продолжает ускоряться и по итогам августа, по всей видимости, составит 7,7%. Таким образом, для обычного потребителя эффект санкций отразится как в растущих ставках по кредитам, так и в растущей инфляции.

Банковский рынок, очевидно, находится в эпицентре этих изменений. Пока спрос со стороны корпоративных клиентов растет по-прежнему быстро, хотя в розничном сегменте повышение процентных ставок вместе с регуляторными мерами работает на ограничение роста рынка. Приток депозитов при этом остается слабым, рост этого рынка замедлился с 20% в конце 2013 года до нынешних 8%, так что спрос на поддержку ЦБ со стороны банков не снижается. В такой ситуации нельзя исключать дополнительный рост стоимости денег. И дело даже не в геополитических рисках: перспективы инфляции на 2015 год существенно ухудшились, что в сочетании с ростом зависимости банков от ЦБ просто не позволит регулятору снижать стоимость денег. Помимо ограничения на продуктовый импорт, которое инфляционно, в следующем году правительство планирует проиндексировать тарифы естественных монополий, провести налоговый маневр в нефтяном секторе, который может привести к значительному росту цен на бензин, а также ввести налог с продаж или повысить ставку НДС. Таким образом, рост цен к середине следующего года может ускориться до 10%, что, безусловно, потребует от ЦБ дальнейшего повышения ставок.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию