Увеличение нормативов отчислений в фонды обязательного резервирования (ФОР) в рамках борьбы с избыточной денежной массой приведет к росту банковских ставок. Об этом заявил директор управления стратегии Сбербанка России Дмитрий Тарасов. «ЦБ в разгар кризиса сделал всем большой подарок, уменьшив нормативы фондов обязательного резервирования по привлечению банками средств», — сказал он. Эта мера позволила банкам направить дополнительные средства на кредитование.

Аналитик по банковскому сектору ИК «Велес Капитал» Юрий Кравченко говорит, что в самый разгар кризиса осени 2008 года ЦБ снизил ставки отчисления в ФОРы почти до нуля, но ситуацию с банковской ликвидностью это улучшило всего лишь на неделю. «Дальнейшие проблемы с неплатежами навалились на банки как снежный ком, и средства, высвобожденные снижением ФОР, быстро съел рынок взаимозачетов», — говорит аналитик.

Так или иначе, но снижение отчислений в ФОР позволило удешевить кредиты и удержать доходность вкладов на уровне выше инфляции.

В 2011 году, считают в Сбербанке, ЦБ повысит нормативы отчислений в ФОРы. «Мы ожидаем, что ЦБ в следующем году прибегнет к повышению нормативов отчислений в ФОРы, чтобы бороться с избыточным денежным предложением, угрозой инфляции», — отметил Дмитрий Тарасов.

По мнению начальника аналитического управления Банка Корпоративного финансирования Максима Осадчего, «повышение отчислений в ФОР — это адекватная мера классической контрциклической политики». Эксперт пояснил: «В условиях кризиса ЦБ ослабляет требования к банкам, по мере восстановления экономического роста регулятор гайки закручивает».

При этом он считает, что одинаковая норма отчислений в ФОР для всех банков — это неправильно. «Для банков с низким кредитным рейтингом, которые привлекают вклады под высокие проценты, отчисления в ФОР и в Фонд страхования вкладов надо бы установить на более высоком уровне, а для Сбербанка, например, их и вовсе отменить», — полагает он. Тем более, добавляет аналитик, что страхование вкладов в Сбербанке с помощью фонда, размер которого в десятки раз меньше объема вкладов населения в Сбербанке, по меньшей мере, нелогично.

Дмитрий Тарасов считает, что у российских банков не останется другого выхода, кроме повышения процентных ставок по кредитам. «Стоимость пассивов для банков вырастет, и им придется увеличивать процентные ставки», — отметил он. Директор управления стратегии Сбербанка России убежден, что у российских банков не останется другого выхода, кроме повышения процентных ставок по кредитам.

Максим Осадчий прогнозирует, что «тяжесть от роста отчислений в ФОР скажется на росте ставок по корпоративным и розничным кредитам, но основной эффект от роста отчислений в ФОР будет заключаться в понижении ставок по вкладам».

О том, что банки захотят часть своих возросших расходов переложить на плечи клиентов, говорит и Юрий Кравченко. «Отчисления в ФОР снижают прибыльность работы банков, поэтому логичный способ ее повысить — это увеличить ставки по кредитам. Но, снизив ставки по депозитам, и, по логике, снизив издержки на обслуживание вкладов, банки не добьются желаемого — денег у них больше не станет», — считает эксперт.

По его мнению, снижение и без того невысоких ставок может ударить по самим банкам, поскольку доля вкладов в банковских пассивах довольно высока. «Несмотря на тот факт, что западные рынки привлечения средств потихоньку открываются, и крупнейшие кредитные организации могу разместить на международных рынках евробонды, вклады продолжают играть большую роль в структуре денежных потоков банков», — отмечает Кравченко.

Правда, аналитик говорит, что пока разговор про повышение отчислений в ФОР — гипотетический. «Сейчас остатки средств в банках на корсчета и депозитах в ЦБ — свыше 1 трлн рублей, и повышение отчислений в ФОР на 1-2% не сильно скажется на этой сумме. А на более радикальное повышение скачкообразно, за один раз, ЦБ не пойдет», — считает Юрий Кравченко.