Авиакомпания «Авианова» сообщила о своем намерении до конца 2010 года сократить количество посадочных мест во всех своих самолетах на 12% — с нынешних 180 кресел до 159. Сейчас в летном парке лоукостера пять Airbus A320 в моноклассовой компоновке 180 кресел. Airbus А320 в такой конфигурации — едва ли не единственный в своем классе, попадающий под 20-процентные таможенные пошлины и 18% НДС, поясняют в авиакомпании.

В августе текущего года комиссия Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана временно обнулила пошлины на ввозимые в Россию новые самолеты вместимостью от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел. Нулевая ставка будет действовать для бортов, ввезенных до конца 2018 года, по контрактам, заключенным до 2014 года. Для самолетов с количеством пассажирских кресел менее 50 и больше 300 также введена временная нулевая ставка.

«В связи с этим, в течение ближайших недель все 5 воздушных судов, эксплуатируемых «Авиановой», будут последовательно направлены на техническое обслуживание, в ходе которого будет изменена конфигурация их салона и уменьшено количество кресел», — говорится в сообщении авиаперевозчка.

В 2011 году «Авианова» рассчитывала перевезти 4 млн пассажиров, теперь эти планы придется скорректировать в меньшую сторону на 0,5 млн человек, сообщили BFM.ru в пресс-службе авиакомпании. «В результате, у нас будет меньше билетов по минимальным тарифам. Сейчас треть всех билетов «Авианова» продает по минимальным тарифам, эта пропорция сохранится, — поясняет представитель «Авиановы». — В ближайшие недели из наших самолетов будут убраны «лишние» кресла, в салоне будет просто пустой квадрат». Пассажиры, купившие билеты на те места, которые попадут под сокращение, скорее всего, смогут изменить рейс, вернуть билет или воспользоваться ваучером на 10-процентную скидку.

Таможенные пошлины подыграли традиционным перевозчикам

Эндрю Пайн, управляющий директор «Авиановы», считает, что изменения таможенных пошлин «непреднамеренно» создали преференции традиционным авиаперевозчикам. «Если ввозить Boeing 737 или Airbus А320 в двухклассной конфигурации, можно избежать уплаты таможенных пошлин и НДС; если же ввозить их, как мы, в конфигурации с одним классом и с большим количеством кресел — в целях сокращения расходов и снижения тарифов на билеты — необходимо выплачивать высокие пошлины и НДС», — поясняет Пайн. Он высказался за «скорейшее изменение законодательства, и создание равных условий для всех авиакомпаний».

Борис Бычков, директор Airclaims CIS, не считает, что сложившаяся ситуация возникла «непреднамеренно». «Смысл политики всегда в том, чтобы кому-то создавать преференции, а кому-то мешать. В данном случае таможенная политика направлена на то, чтобы защитить отечественного производителя. Ограничения касаются воздушных судов с таким диапазоном вместимости пассажиров, какие производятся у нас. Например, Ту-204 на 214 мест в моноклассовой компоновке, ИЛ-96 300 на 250 мест. Но качество наших самолётов настолько низкое, что никакие пошлины не остановят авиакомпании от покупки импортных воздушных судов», — говорит Бычков BFM.ru.

Кроме того, ОКБ имени Яковлева и корпорация «Иркут» на данный момент при господдержке занимаются разработкой нового российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21, который призван заместить для российских авиаперевозчиков Ту-154 и Ту-204, A320 и Boeing 737 к 2016 году. Ожидаемое начало эксплуатации нового самолета намечено на 2016 год.

Обращение «Авиановы» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) вряд ли повлечет прямые юридические последствия, считает Дмитрий Липатов, юрист компании «Налоговик». «Налоги, сборы и таможенные пошлины устанавливаются законом и в соответствии с ним, ФАС не имеет каких-либо полномочий в области регулирования подобных обязательных платежей», — говорит эксперт.

Однако антимонопольщики могут заниматься правотворческой деятельностью — «то есть обращаться с соответствующими инициативами в Государственную Думу и правительство». «Возможно, после обращения «Авиановы» в ФАС ведомство выйдет с законодательными инициативами. Но поскольку нет механизма, обеспечивающего это, говорить о неотвратимости такого варианта развития событий не приходится», — рассуждает Липатов.

Второй вариант для «Авиановы» — обращение в Конституционный суд РФ с жалобой на законность тех или иных нормативных актов на предмет соответствия Конституции. «В 8 статье Конституции устанавлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В случае, если «Авианова» докажет, что госполитика в области налогообложения нарушает конституционные основы свободной экономики и поддержки конкуренции, не исключено, что коррективы в законодательство будут внесены», — заключает эксперт «Налоговика».


Фото: Дмитрий Алешковский/BFM.ru